В Марселе завершился финальный турнир «Гран-при-2016».
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Марселя
Первый комплект наград был разыгран в турнире спортивных пар, который оставил неоднозначные впечатления. Евгения Тарасова и Владимир Морозов одержали первую в карьере серьезную победу (до приезда в Марсель пара не имела ни одного высшего титула даже в юниорском разряде), но первыми они стали не столько благодаря собственному катанию, сколько чужим ошибкам.
Когда победу фигуристов, обладающих колоссальным потенциалом, прекрасными линиями, великолепными по качеству элементами и достаточно обширным опытом выступлений комментируют словами «потому что упали все остальные», это говорит прежде всего о том, что и потенциал, и линии, и элементы выносятся на суд зрителей в совершенно неподобающей упаковке, оставляющей спортсменам не так много шансов на то, чтобы произвести по-настоящему чемпионское впечатление.
***
Причина, по которой многие болельщики стремились лично посетить финал чемпионской серии - розыгрыш первенства в танцах на льду. Своего рода битва гигантов - олимпийских чемпионов Ванкувера Тессы Вирчу/Скотта Моира и двукратных чемпионов мира Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона. Первый старт завершился большой неожиданностью: французский дуэт показал всего лишь третий результат.
Пока на льду марсельского «Омниспорта» шли утренние тренировки и разумеется не предполагалось, что через несколько часов Сизерон банально не справится с нервами, я в который раз пыталась найти ответ на один-единственный вопрос: чего не хватает «остальному танцевальному миру», чтобы сравняться с канадским и французским дуэтами? Таланта? На этом уровне каждая из пар талантлива по-своему, все предельно мотивированы, да и работают очень много, тогда чего же? Ответ возник сам собой, когда Вирчу/Моир вышли на старт, начали танцевать и смотреть на это хотелось бесконечно - до такой степени ярко фигуристы проживали каждый музыкальный акцент своей постановки.
Всего год назад казалось, что столь полное слияние с музыкой в танцах способен демонстрировать лишь один дуэт - французский. Устоявшееся мнение перевернул японский этап «Гран-при», где Вирчу/Моир впервые встретились с двукратными чемпионами мира в очной борьбе и обошли их, не прикладывая внешне ни малейших усилий.
Впору задаваться вопросом: как долго Пападакис и Сизерон сумеют выносить внутреннее соперничество с канадцами в одной группе: короткого танца хватило, чтобы на льду Марселя запахло не просто поражением, а разгромом.
Сохранять при таком раскладе психологическое спокойствие бывает нечеловечески трудно. Тесса и Скотт сами не столь давно оказывались в роли аутсайдеров - когда за год до Олимпиады в Сочи проиграли чемпионат мира Мэрил Дэвис/Чарли Уайту. Поражение от коллег по группе было у канадцев не первым, точно так же они остались вторыми двумя годами ранее, но первый прецедент был всего лишь следствием объективных причин: Тесса перенесла несколько операций на ногах и дуэту просто не хватило времени на восстановление. А вот поражение на предолимпийском мировом первенстве было уже серьезным ударом, который во многом предвосхитил поражение Вирчу/Моира в Сочи.
Если судить по косвенным признакам, как раз тогда между двумя выдающимися дуэтами пробежала кошка. Тесса дала тогда довольно откровенное интервью, в котором сквозь вполне корректные формулировки прорывалось многое: обила на тренера, не уделявшего, по мнению спортсменки, прежнего внимания их со Скоттом дуэту, недовольство олимпийским результатом, и главное - непонимание, почему этот результат случился. Мир ведь столько лет убеждал спортсменов, что они невероятно талантливы, поцелованы Богом, в то время как многие другие в сравнении - просто добросовестные работяжки. Тогда почему все случилось в Сочи именно так?
Оба звездных дуэта прекратили после Игр выступать на любительском льду, переключившись на гастрольную деятельность, но если Дэвис и Уайт оставили в качестве «базового лагеря» свой прежний каток в Кантоне и прежнего тренера Марину Зуеву, то Тесса со Скоттом предпочли перебраться в Монреаль - к Дюбрей и Лозону.
Именно поэтому канадцы, приняв решение вернуться в спорт, предпочли оставить в тренировках все как есть - не искать лучшего. Ну а само возвращение похоже было связано не столько с тем, что паре перестало хватать адреналина , сколько с недостаточным спросом на олимпийских чемпионов в шоу-бизнесе: контракт Дэвис/Уайта с IMG оказался в этом плане более выгодным. Не только в силу более «свежего» титула, но возможно и потому, что заключен он был в максимально благоприятное для Дэвис и Уайта время, когда те впервые вырвались вперед партнеров по команде, став чемпионами мира, а Тессу продолжали мучать последствия травмы.
Не стану утверждать, что все происходило именно так (в конце концов о многих вещах сторонним наблюдателям остается только гадать), но как бы то ни было, любительский спорт от возвращения Вирчу/Моира только выиграл: он получил танцоров, не только не имеющих «потолка» в своем природном таланте, но любящих и умеющих соревноваться. Понимающих, зачем им это нужно, и попавших в руки специалистов, способных реализовать самые максимальные амбиции как в творческом, так и в техническом плане. А самое главное, что оба фигуриста получают от всего этого фантастическое, ни с чем не сравнимое удовольствие.
Если убрать из этого перечня хотя бы одну составляющую, мы и получим ответ на вопрос, который был задан в самом начале. А кроме того танцы - совершенно особенный вид катания. Спортсмена можно научить чему-угодно, он может блистательно работать на льду, но все его старания будут оставаться именно работой. Не искусством, а ремеслом, пусть и возведенном в превосходную степень.
Что до событий в Марселе, это все равно была битва лишь двоих - даже несмотря на то, что после короткого танца Пападакис и Сизерон были отодвинуты на третью позицию Майей и Алексом Шибутани. Дуэт в очередной раз прыгнул выше головы, на несколько баллов перекрыв личный рекорд, и это позволило американцам на 0,11 обойти чемпионов мира.
Французам на самом деле прилично повезло: при нескольких вполне заметных помарках и довольно грубой ошибке партнера в серии твиззлов, их отсудили более чем лояльно, «не заметив» огрехов. Но тут сыграли вполне понятные механизмы: когда пара на протяжении двух сезонов не дает ни малейшего повода поставить под сомнение свое тотальное превосходство над всеми остальными, очень трудно бывает избавиться от стереотипа мышления. В том числе - судьям.
Ну а Вирчу/Мойр побили собственный мировой рекорд по баллам за короткий танец. В пятницу канадцы получили от судей 80,50 балла и превзошли свое прежнее достижение, равное 79,47 и установленное на заключительном этапе «Гран-при» в Японии.
***
В произвольном танце порядок сложился таким образом, что призовой пьедестал были просто обязаны разыграть между собой три дуэта, выступающие во второй разминке: Вирчу/Моир, двукратные чемпионы мира Пападакис/Сизерон и победители прошлогоднего чемпионата четырех континентов Майя и Алекс Шибутани.
В процессе выступлений трех сильнейших дуэтов, которые действительно превосходили всех остальных по всем параметрам, я вспомнила свой разговор с Мариной Зуевой о поддержках. Точнее о том периоде, когда Вирчу и Моир выступали еще на детском уровне, и Тесса в одно лето выросла так, что оказалась значительно выше своего партнера.
Идея пригласить в группу акробата - с тем, чтобы максимально улучшить координацию обоих спортсменов в целом и поддержки - в частности, пришла в голову тренерам именно тогда. Очень быстро выяснилось, что для нормальной акробатической работы у фигуристов нет ни навыков, ни мышц. Поэтому к привычным тренировочным планам были немедленно добавлены часы занятий в зале, и очень быстро выяснилось, что акробатика помимо всего прочего позволяет спортсмену на порядок улучшить не только общую, но и тонкую координацию, позволяющую спортсмену сделать владение собственным телом - абсолютным. Причем не только в поддержках.
Тем же путем довольно быстро пошли со своими спортсменами многие американские и канадские тренеры, соединив творческий процесс с максимально эффективными технологиями достижения результата, благо нынешняя система подсчета баллов прекрасно позволяет разложить на мелкие составляющие любую программу, выявить в ней слабые звенья и принять меры по их устранению. Если к этому прилагается двигательный талант спортсмена и его умение слышать и интерпретировать музыку, такая работа дает гарантированно успешный результат. Гораздо более быстрый и очевидный, нежели идти к программе через серьезный драматический образ.
Ну а Вирчу и Моир установили мировой рекорд, получив за две программы 197,22 балла, причем произвольном танце их результат (116,72) стал вторым в истории.
***
В женском турнире чемпионка мира Евгения Медведева блестяще исполнила короткую программу, попутно установив рекордное достижение по количеству набранных баллов - 79,21. Предыдущий рекорд трехкратной чемпионки мира Мао Асады продержался более трех лет - был установлен на чемпионате мира-2014 в Саитаме, причем выступила там японка не лучшим образом: она великолепно справилась с тройным акселем и тройным флипом, а вот каскад из риттбергеров получился со сдвоенным вторым прыжком. Но даже в этом варианте базовая оценка Асады за три прыжковых элемента была на 1,59 выше той, что демонстрирует в этом сезоне Медведева. Естественно сразу возник вопрос: каким образом российская спортсменка сумела перещеголять японку, выступавшую к тому же в родных стенах?
Ответ на самом деле на поверхности: Медведеву сравнивали не с Асадой. А с теми, кто выступал в Марселе. На их фоне Женя выглядела гораздо более уверенной, не делала ошибок, что кроме нее удалось только Кейтлин Осмонд и Сатоко Мияхаре, но обеих Медведева превзошла тактически: все три прыжковых элемента располагались в программе российской спортсменки во второй половине (у Осмонд - один, у Мияхары - два), у японки Женя выигрывала еще и чисто визуально: выглядела более мощной и скоростной, закрывая своим катанием все пространство катка. Плюс - феноменальная стабильность, которую чемпионка мира начала демонстрировать еще в прошлом сезоне. Поэтому, собственно, судьям не было никакого резона экономить на баллах.
Больше всего споров по окончании женского турнира вызвал третий результат Анны Погорилой. Возможно здесь, как и в танцах, тоже было бы правомерно говорить о том, что «музыку» всегда заказывает тот, кто является недосягаемым для остальных. Чемпион, коим на сегодняшний день является Медведева. Что именно такой стиль катания - очень легкий и по-детски наивный - является на сегодняшний день в женском катании эталонным, и прежде всего - для судей. Ничем другим лично я не способна объяснить, почему оценка, полученная победительницей за компоненты, оказалась почти на пять баллов выше той, что получила Погорилая, показавшая безусловно лучший прокат программы в сезоне и однозначно самый выразительный из тех, что были продемонстрированы в финале.
С другой стороны, свою бронзовую позицию фигуристка во многом подготовила себе сама - провалом в короткой программе, по итогам которой Погорилая заняла всего лишь четвертое место. Кстати и уступила она в части компонентов всем трем спортсменкам, которые обошли ее в пятницу.
Добавим, что Медведева за две программы она получила 227,66 балла - это второй результат в истории. Россиянке не хватило меньше одного балла до мирового рекорда кореянки Юна Ким (228,56).
***
Мужской турнир, венчающий соревнования в Марселе, как наиболее интересное зрелище, следовало, конечно же, закончить сразу после короткой программы, не подвергая психику болельщиков столь жестокому испытанию.
Спусковой крючок оказался в руках Натана Чена, достаточно легко выполнившего все четыре четверных прыжка, включая сложнейшие - лутц и флип, и превысившего свой личный рекорд сразу на 17 баллов.
Такое случается в фигурном катании гораздо чаще, когда головокружительно-успешный прокат одного спортсмена становится причиной не просто единичной неудачи кого-то из соперников, но цепной реакции. Именно таким образом много лет назад победил на Олимпийских играх в Лиллехаммере Алексей Урманов: блестяще справился с программой, а главные претенденты на ту победу и уже олимпийские чемпионы Брайан Бойтано и Виктор Петренко, а также примкнувший к ним пятикратный чемпион мира Курт Браунинг рассыпались и не сумели вообще попасть на пьедестал.
В Марселе сначала дрогнул Ханю: упал со второго четверного сальхова, не сумев выполнить каскад из-за чего прыжок (как повторенный) был засчитан лишь частично, затем ошибся на приземлении с четверного тулупа и вишенкой на торте - сделал «бабочку» под конец программы вместо тройного лутца. В совокупности это привело к тому, что олимпийский чемпион выиграл общий зачет турнира у Чена лишь благодаря гигантскому преимуществу над американцем в короткой программе.
Затем пришла очередь Хавьера Фернандеса, начавшего прокат с тройного тулупа вместо каскада с четверным. Испанец падал, оступался, врезался в лед на приземлениях, прыгал с места, снова пытался упасть, а от борта на это в ужасе смотрел Ханю, который при каждой очередной ошибке вздрагивал так, словно сквозь него пропускали электрический разряд.
«Заполировал» зрелище трехкратный чемпион мира Патрик Чан, исполнивший программу в лучших традициях не столь давних времен - с тремя полноценными падениями и четырьмя баллами штрафа за них.
В общем, когда все закончилось, впору было с облегчением выдохнуть и забыть все увиденное, как страшный сон. И разве что пожалеть, что в финал не прошел никто из россиян. В этом театре абсурда, устроенном звездами первой величины, у них бы точно были шансы на успех.
МАРСЕЛЬ (Франция). «Гран-при ISU». Финал. Мужчины. 1. Ханю (Япония) - 293,00 (106,53 + 187,37). 2. Чен (США) - 282,85 (85,30 + 197,55). 3. Уно (Япония) - 282,51 (86,82 + 195,69). 4. Фернандес (Испания) - 268,77 (91,76 + 177,01). 5. Чан (Канада) - 266,75 (99,76 + 166,99). 6. Риппон (США) - 233,10 (83,93 + 149,17).
Женщины. 1. Медведева (Россия) - 227,66 (79,21 + 148,45). 2. Мияхара (Япония) - 218,33 (74,54 + 143,69). 3. Погорилая (Россия) - 216,47 (73.29 + 143,18). 4. Осмонд (Канада) - 212,45 (74,54+ 136,91). 5. Сотскова - 198,79 (65,74 + 133,05). 6. Радионова (обе - Россия) - 188,81 (68,98 + 119,83).
Пары. 1. Тарасова/Морозов (Россия) - 213,85 (78,60 + 135,25). 2. Юй Сяоюй/Чжан Хао (Китай) - 206,71 (75,34 + 131,37). 3. Дюамель/Рэдфорд (Канада) - 205,99 (71,44 + 134,55). 4. Забияко/Энберт (Россия) - 188,32 (65,79 + 122,53). 5. Сегин/Билодо (Канада) - 186,85 (60,86 + 125,99). 6. Пэн Чэн/Цзинь Ян (Китай) - 183,19 (70,84 + 112,35).
Дуэты. 1. Вирчу/Моир (Канада) - 197,22 (80,50 + 116,72). 2. Пападакис/Сизерон (Франция) - 192,81 (77,96 + 114,95). 3. М.Шибутани/А.Шибутани (США) - 189,60 (77,97 + 113,63). 4. Боброва/Соловьев (Россия) - 181,95 (74,04 + 107,91). 5. Хаббелл/Донохью (США) - 179,59 (72,47 + 107,12). 6. Чок/Бэйтс (США) - 179,32 (70,87 + 108,45).