В Чехии завершился турнир лучших фигуристов Старого Света.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Остравы
ВСЕ БОЛЕЮТ ЗА ДЖОНС
Во многих международных залах спортивной славы существует награда, которую вручают не великим чемпионам, прославившим олимпийскими победами себя и свои страны, а совершенно на первый взгляд непримечательным личностям, которые тем или иным поступком изменили свой вид спорта к лучшему. Сделали его популярнее, придумали какой-либо выигрышный маркетинговых ход и тем самым подняли зрелище на иную коммерческую высоту, построили школу для малосостоятельных, но очень одаренных детей - и так далее.
Если бы такой приз существовал в фигурном катании, я бы, пожалуй, вручила его многодетной матери Зое Джонс. 37-летней англичанке, за которую в четверг вечером болели абсолютно все свободные от соревнований фигуристы и тренеры, причем не только на катке, но и перед экранами своих телевизоров в отеле.
Подобные парадоксы заставляют избавиться от порядком замыленного мнения, что в спорте ценны лишь победители. Ничуть не меньшую важность имеет само зрелище. А для зрелища, для того, чтобы пробудить в людях реальные эмоции и сопереживание, нужен не только результат, но обязательно - история.
Если истории нет, даже чемпионам уготована достаточно незавидная участь - быть забытыми ровно в тот момент, как завершена карьера. Скажете, ничего страшного? Но нет: фигурное катание дает более чем наглядный обратный пример. Потому что после спорта у подавляющего большинства спортсменов жизнь на льду не заканчивается - переходит в несколько иной формат. И становится крайне важно, насколько ты раскручен и любим.
На эту тему меня в очередной раз натолкнул случившийся на катке разговор. Собеседник - западный менеджер - рассказывал о том, как планирует раскручивать еще ничего не выигравшую французскую пару Ванессу Джеймс/Моргана Сипре. Фигуристы произвели фурор в среду, опередив в короткой программе всех, кроме победителей недавнего финала «Гран-при» Евгении Тарасовой и Владимира Морозова и в мозгу импрессарио тут же щелкнул сигнал: «Горячо! Надо ковать железо».
На вопрос, какие именно приемы здесь можно использовать - при том, что успешным первым выступлением французы отнюдь не заработали себе гарантию общего высокого результата, я услышала:
- Приемы в данном случае самые примитивные. Ванесса фантастически сложена: в ее внешности нет ни одного изъяна. Ей хочется любоваться, как произведением искусства. Поэтому фотосессии. Очень продуманные, в нужных и очень респектабельных изданиях. И через несколько месяцев она станет реальной звездой. Ее будет знать весь профессиональный рекламный мир, а это значит, что все мои коллеги немедленно захотят заполучить эту девушку в свои шоу. Поверьте, я знаю, о чем говорю.
Алена Савченко, второй сезон выступающая с Брюно Массо и успевшая выиграть вместе с ним серебро прошлогоднего европейского первенства и бронзу мирового - это тоже история. Долгая, красивая, драматичная и победная. Дело даже не в медалях, хотя пять побед на чемпионатах мира с прежним партнером говорят сами за себя, а в непрерывном движении вперед. Помните, как говорила кэрроловская Алиса? Чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног. А чтобы двигаться вперед, нужно бежать вдвое быстрее. Если нужна иллюстрация из мира фигурного катания, это Савченко. Поэтому и болеют за нее всегда так, как ни за кого другого.
ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Итальянка Каролина Костнер на этом чемпионате вообще была отдельной историей. Свою собственную федерацию она перестала интересовать ровно в тот момент, когда в начале позапрошлого года римский суд осудил ее за причастность к допинговым нарушениям бывшего бойфренда Алекса Шварцера, запретив тренироваться на каком бы то ни было катке страны. Профессиональная принадлежность к полицейскому клубу (в Италии большинство спортсменов служат в полиции) в годы выступлений, разумеется, не требовала от Каролины ежедневного присутствия на службе, но тут ситуация изменилась диаметрально: фигуристку отправили работать в администрацию римской тюрьмы «Ребибия», расположенной на окраине города. Там же на окраине имелся общественный каток, на котором Костнер стала тренироваться в совсем ранние утренние часы вопреки судейскому предписанию. Ставила машину в отдалении, возле торгующего матрацами магазина, проходила сквозь черный ход и каталась до самого открытия льда для публики.
Несколько раз ей приходилось прятаться от судебных приставов в раздевалке: слух о том, что на катке появляется пятикратная чемпионка Европы, периодически просачивался за пределы сооружения. Вот и вышло, что согласие Алексея Мишина взять итальянку в свою группу стало настоящим спасением. В Остраве же для Костнер стало главным вовсе не то, какое место она в итоге займет. А то, что она вернулась, причем не аутсайдером, а претенденткой на медаль. Бороться за золото итальянка при всем желании вряд ли смогла бы в силу недостаточной базовой стоимости своей программы, но бронзу завоевала уверенно.
Что касается победительницы в одиночном катании у женщин, то Евгения Медведева установила новый рекорд мира по сумме короткой и произвольной программ, набрав по итогам выступления 229,71 балла (Юна Ким (Корея) на Олимпийских играх в Ванкувере получила 228,56). Кроме того, Медведева почти на 0,69 балла улучшила собственный рекорд в произвольной программе, установленный на чемпионате мира в Бостоне - 150,79.
ПАПАДАКИС И СИЗЕРОН: «ВАУ»-ЧЕМПИОНЫ
Первое выступление танцоров в Остраве сопровождалось достаточно нестандартной ситуацией: сразу после окончания короткого танца в четверг технический танцевальный комитет ISU был вынужден рассмотреть обращение одного из тренеров по поводу того, что чемпионы Европы и мира-2014 Анна Капеллини/Лука Ланотте нарушили правила, исполняя заключительную поддержку. «На ковер» в связи с этим обращением была вызвана судейская бригада, обслуживавшая танцевальный турнир, а завершилось все тем, что итальянскому дуэту задним числом влепили балл штрафа.
На первый взгляд, ситуация не стоила выеденного яйца. Умение итальянцев выжать из короткой программы абсолютный максимум ни для кого не являлось секретом: год назад на чемпионате Европы в Анна и Лука уже завершали короткий танец с наиболее высоким результатом. Точно так же все понимали, что Пападакис/Сизерон прилично превосходят своих итальянских визави в произвольной постановке, а значит снятый балл не играет абсолютно никакой роли. Тем более - решающей.
На протяжении первой половины сезона, когда Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон достаточно убедительно катили сквозь серию «Гран-при», которую завершили вторым результатом в финале за олимпийскими чемпионами Ванкувера Тессой Вирчу/Скоттом Моиром, в танцевальных кругах много говорили о том, что двукратные чемпионы мира отнюдь уже не так хороши, как в свой первый победный сезон. И что большинство технических специалистов просто автоматически ставят им высшие уровни сложности там, где «наказали» бы любую другую пару. В пример чаще всего приводилась одна из поддержек, в которой партнер едет по льду в «кораблике», а партнерша просто сидит у него на колене.
Но вопросов к третьему подряд чемпионству Пападакис и Сизерона не было никаких. Французам в очередной раз удался их фирменный трюк: выполнить все элементы, не прекращая танцевать и нигде и ничем не показав, что это тяжело, сложно или как минимум неудобно. В точности как сказал осенью известный тренер Николай Морозов: «Сделать поддержку на четвертый уровень на самом деле не слишком сложно. А вот добиться, чтобы поддержка выглядела красиво и интересно, чтобы это был не только четвертый уровень, но еще и «Вау!» - совсем другая работа.
«Вау»-эффект был отработан стопроцентно. Хотя справедливости ради стоит заметить: добиться четвертого уровня сложности абсолютно во всех составляющих, как это было сделано на прошлогоднем чемпионате Европы, Габи и Гийому не удалось.
КАНИКУЛЫ ФЕРНАНДЕСА
Когда-нибудь, возможно, про нынешние времена применительно к мужскому катанию в рамках Европы будут вспоминать, как о неком безвременье, черной дыре, маятнике истории - назовите, как хотите, но трудно не признать факт: даже не в самых жестких в плане конкуренции европейских рамках (девушек, как отдельную «вселенную» оставим за кадром) мужской турнир тянул в Остраве на статус наименее интересного, чтобы не сказать скучного.
Так по крайней мере было после короткой программы, в которой двукратный чемпион мира Хавьер Фернандес без каких бы то ни было усилий привез десяток баллов ближайшему преследователю.
Интерес к турниру падает обычно по единственной причине: когда есть лидер, но нет реальной конкуренции. Лидерскую позицию на европейском уровне давно и прочно застолбил за собой Хавьер Фернандес, и столь же давно возникло чувство: если где-то внутри фигуриста и существует кнопочка, приводящая в действие все резервы и зажигающая спортсмену глаза, то включает ее испанец исключительно на чемпионатах мира. А первенство континента выигрывает исключительно на автопилоте, катаясь вполноги: действительно, к чему напрягаться, когда ничто не угрожает спокойствию?
Нарушить идиллию чешских «каникул» Фернандеса не смог никто. А все что нужно знать о прокате Фернандеса, это пожалуй то, что при достаточно льготном судействе сумма баллов за произвольную программу оказалась на 25,82 ниже, чем было на последнем чемпионате мира в Бостоне, где Хавьер стал чемпионом.
Отметим хорошее выступление в Остраве Мориса Квителашвили, дебютировавшего под грузинским флагом. Новая спортивная национальность удивительным образом пришлась фигуристу кстати. Подобное преображение от крайне нервной, порой истеричной манеры со множеством ошибок к уверенному, сложному, спокойному и красивому катанию на моей памяти случалось за последние годы лишь однажды - в спортивных парах с Любовью Илюшечкиной. Выступая за Россию с Нодари Майсурадзе, Люба едва ли не докаталась до нервного истощения. А уехав в Канаду и сменив партнера, превратилась в одну из самых запоминающихся партнерш мира. Вполне стабильных, к тому же.
Понятно, что единичное успешное выступление - это еще не повод делать далекоидущие выводы, но прокат однозначно стал для Квителашвили большим успехом. Не говоря уже о том, что в технической оценке он превзошел обоих призеров.
ОСТРАВА (Чехия). Чемпионат Европы. Мужчины. 1. Фернандес (Испания) - 294,84 (104,25 + 190,59). 2. Ковтун - 266,80 (93,53 + 172,27). 3. Коляда (оба - Россия) - 250,18 (83,96 + 166,22). 4. Хендрикс (Бельгия) - 242,56 (82,50 + 160,06). 5. Быченко (Израиль) - 239,24 (86,68 + 152,56). 6. Квителашвили (Грузия) - 238,20 (76,85 + 161,35)… 14. ПАВЛОВ (Украина) - 202,87 (68,94 + 133,93).
Женщины. 1. Медведева - 229,71 (78,92 + 150,79). 2. Погорилая (обе - Россия) - 211,39 (74,39 + 137,00). 3. Костнер (Италия) - 210,52 (72,40 + 138,12). 4. Сотскова (Россия) - 192,52 (72.17 + 120,35). 5. Лекавелье (Франция) - 188,10 (63,81 + 124,29). 6. Райичова (Словакия) - 179,70 (60,98 + 118,72)… 21. ХНЫЧЕНКОВА (Украина) - 136,57 (48,93 + 87,64).
Пары. 1. Тарасова/Морозов (Россия) - 227,58 (80,82 + 146,76). 2. Савченко/Массо (Германия) - 222,35 (73,76 + 148,59). 3. Джеймс/Сипре (Франция) - 220,02 (74,18 + 145,84). 4. Столбова/Климов (Россия) - 216,51 (73,70 + 142,81). 5. Забияко/Энберт (все - Россия) - 200,75 (72,38 + 128,37). 6. Маркеи/Готарек (Италия) - 191,93 (66,53 + 125,40)… 14. Джонс/Бойаджи (Великобритания) - 143,42 (52,32 + 91,10).
Дуэты. 1. Пападакис/Сизерон (Франция) - 189,67 (75,48 + 114,19). 2. Каппеллини/Ланотте (Италия) - 186,64 (75,65 + 110,99). 3. Боброва/Соловьев (Россия) - 186,56 (76,18 + 110,38). 4. Тобиас/Ткаченко (Израиль) - 169,29 (69,35 + 99,94). 5. Степанова/Букин (Россия) - 166,93 (68,17 + 98,76). 6. Гиньяр/Фаббри (Италия) - 163,68 (70,46 + 93,22)… 9. НАЗАРОВА/НИКИТИН (Украина) - 154,65 (63,36 + 91,29).