Прежде чем на церемонии закрытия Игр-2016 спортсменов накрыл дружелюбный дождь, в последний день соревнований на старт вышли гимнастки в групповых упражнениях. Так вот там представительницы Украины (и не только они одни!), образно говоря, получили уже ушат холодной воды. И вовсе не дружелюбный…
В принципе, об отношении судейской бригады к нашим девчатам несложно было догадаться еще по итогам квалификационного раунда, откуда они пробились в финал, можно сказать, лишь в последний момент вскочив на подножку уходящего туда поезда. То есть, получив заключительную восьмую путевку. И хотя в решающем раунде все приходилось начинать с чистого листа, надежда на попадание Евгении Гомон, Алены Дмитраш, Александры Гридасовой, Анастасии Возняк и Валерии Гудым на олимпийский пьедестал заметно потускнела. Впрочем, поскольку именно надежда умирает последней, то болельщики украинской команды все же запаслись терпением и принялись верить в чудо.
Но, увы, когда судьбы спортсменов решает не электроника, а эмоционально или материально простимулированные особи, иными словами - откровенные негодяи, то чудеса на соревновательных аренах происходят исключительно негативные. Достаточно вспомнить, сколько подобных «сюрпризов» случилось в Рио в турнирах боксеров и борцов, прыжках в воду и синхронном плавании…
То есть, именно там, где распределение олимпийских наград решается не столько за столиком арбитров, сколько в кулуарах и, как правило, задолго до стартов. В этом плане художественная гимнастика не только не исключение, но и, можно не сомневаться, один из лидирующих видов, сопровождаемых, мягко говоря, судейским субъективизмом. И миллионам любителей спорта никак не понять, сколько еще МОК намерен терпеть непреклонное разделение в этом виде спорта на «Россия и все остальные»?
При этом никто не спорит, что представительницы державы, где в разных интерпретациях и слэнгах звучит «великий и могучий», на самом деле мастеровиты и сильны. Но ведь не настолько же, чтобы, начиная с 2000 года, золото Игр самым скандальным образом доставалось только российским гимнасткам! Получается, во всем остальном мире ведущие грации либо тотальные недоучи, либо трусихи и слабачки, либо вообще техническо-эмоциональные калеки. Сколько об этом уже и сказано-пересказано, и писано-переписано, и доказано-передоказано…
И разговоры о целесообразности исключения художественной гимнастики из олимпийской программы до тех пор, пока, наконец, в ней не настанет совершенный порядок и прозрачность как в правилах, так и в ответственности арбитров за слишком уж очевидные пристрастия, вплоть до пожизненной дисквалификации, велись неоднократно. Да только воз и ныне там. Видимо, ситуация, когда уже пятую Олимпиаду подряд соревнования гимнасток-художниц, после их оценок на табло, неизменно сопровождаются мощным гулом ошарашенных и, если хотите, обманутых зрителей на трибунах, кого-то из ведущих олимпийских чиновников очень даже устраивает. Хотя подобное отношение рождает откровенно искусственных чемпионок и призерок, чьи успехи во всем мире (за исключением, естественно, одной страны и ее, так сказать, вассалов!) воспринимаются не иначе как фарс и даже подлость.
Да, Рио в этом плане не стало исключением. И если у личниц в абсолютном первенстве триумф россиянки Маргариты Мамун, в принципе, еще можно назвать закономерным (хотя оценки нашей Анны Ризатдиновой или белоруски Мелитины Станюты тоже были из разряда «очевидное - невероятное»), то победа ее землячек в групповых упражнениях полностью подтвердила сказанное чуть выше.
Вы не объясните, почему композиция россиянок с пятью лентами, несмотря на как минимум две грубейшие ошибки, получила оценку 17,600, а искрометное выступление украинок, с одной не шибко значительной по его ходу потерей, оценили лишь в 16,916? А когда наша команда во главе с Ириной Дерюгиной подала протест, то ее наказали еще больше, дополнительно сняв 0,05 балла? Уверен, объективно внятного ответа на этот судейский трюк в природе просто не существует! Как не существует и чисто спортивной логики в том, за что лидирующих после первого вида программы испанок, после их мастерски выполненного упражнения с двумя обручами и тремя парами булав, «наградили» всего лишь 17,966, а все тех же представительниц России вдруг вытащили аж на 18,633, которые обеспечили тем золотые награды.
Можно сколько угодно уповать на, якобы, незнание болельщиками и даже журналистами тонкостей правил и технических нюансов определения сложности элементов, но когда многотысячный зал реагирует на вышеуказанное судейское «творчество» дружным гулом и свистом, то вопросы, наверное, возникают все же не к нему, а к арбитрам. Знаете, зрителя-то ведь не обманешь! За, без малого, два десятка лет он хорошо научился разбираться, почему в этом виде спорта одним, не смотря ни что, достается все, а другим, образно говоря, лишь оставшиеся крохи с барского стола. Вот только кардинально повлиять на этот «устаканившийся беспредел» он, к сожалению, существенно не может. А кто может - тот, очевидно, вовсе не хочет. Ну, не жмет ему подобное положение вещей, стоит так понимать, ни мозг, ни карман! Удобно же, однако. А обманутые зрители и спортсменки… Ну, а что они? Как всегда, образно говоря, проглотят, пожуют определенное время, да и успокоятся. И, соответственно, золото следующей Олимпиады-2020 в Токио уже сегодня можно смело бронировать все тем же россиянкам. Кто там у них на очереди? Ай, да разве это важно?! Главное - удобно…
Вот, собственно, такая она, реальная на сегодня, олимпийская гимнастическая сказочка, со всеми ее якобы благими лозунгами, призваниями и ценностями. Увы, коммерциализация Игр в последние два десятилетия стала настолько огромной, что на первый план в них неумолимо вышли ценности совершенно иного характера. И, в целом, спасает целесообразность их дальнейшего проведения только то, что во многих видах спорта судьбу победителей и призеров решает совершенно незаангажированная электроника. Хотя и тут уже есть определенные печальные моменты. Вспомните, каким образом американскую легкоатлетическую женскую эстафету 4х100, после потери палочки на передаче в квалификации, все же допустили в финал, и как на дистанции 5000 м другой американец Пол Челимо, дисквалифицированный поначалу за нарушение правил во время забега, в итоге вернул себе серебряную медаль? Значит и тут уже, так сказать, начало положено…
Ах, да, чуть забыл! Остается упомянуть, что украинские гимнастки-художницы по-настоящему взорвали зал предельно динамичной композицией с булавами и обручами под знаменитый хит Vogue в исполнении Мадонны, однако получили от арбитров всего-то 17,416. Соответственно, с суммой баллов 34,282 они заняли итоговое седьмое место.
Вот вам и вера, и надежда, да и любовь, если хотите…
Сергей ДАЦЕНКО, Спорт-Экспресс в Украине
21 августа. Групповые упражнения. Многоборье. 1. Россия (Бирюкова, Близнюк, Максимова, Татарева, Толкачева) - 36,233. 2. Испания (Агилар, Гавесоу, Лопес, Моэдано, Кереда) - 35,766. 3. Болгария (Казанова, Камберова, Маевска, Найденова, Х.Тодорова) - 35,766. 4. Италия (Лоди, Маурелли, Паньини, Патриарка, Чентофанти) - 35,549. 5. Белоруссия (Дуденкова, Кадобина, Котяк, Пищелина, Цицилина) - 35,299. 6. Израиль (Кошеватский, Левина, Лихвар, Майрин, Фило) - 34,549. 7. УКРАИНА (Возняк, Гомон, Гридасова, Гудым, Дмитраш) - 34,282. 8. Япония (Йокото, Мацубара, Носитани, Сугимото, Хатакеяма) - 34,200.