Ниже предлагаем вашему вниманию 3 часть интервью судьи 1 Международной категории Юлии Атрушкевич для портала sport.ua!
— Тяжело ли быть судьей вообще? Оценивать других и т. д…
— Судьей быть, если честно, очень нелегко. Нужно находиться все время «на плаву», знать все изменения в правилах. И не просто знать, но и вылавливать это зрительно. А значит, надо регулярно оценивать композиции не только на соревнованиях, но и по видео. Судить групповое сложнее, чем личное, особенно когда команда работает в быстром темпе. А оценивать работу группы со смешанным предметом порой так и вовсе нелегко. Потом, к нашей работе примешиваются обычные человеческие чувства и эмоции, симпатии. Знаете ли, очень трудно вот так и взять и вычеркнуть целый элемент за малейшую погрешность. Тем более, когда знаешь, сколько труда вложено в то, чтоб его наработать. А приходится … Потом еще есть определенная ответственность перед своей федерацией, соперниками, зрителями. Всегда есть страх просто ошибиться без злого умысла. А тут еще постоянное давление Международной Федерации Гимнастики, где все твои оценки рассматриваются под лупой. Создается ощущение, что тебя пытаются подловить на необъективном или предвзятом судействе, а потом «твое дело» отдать на дисциплинарную комиссию и под трибунал. Ну и кому это, спрашивается, понравится?!
— Не хочется загадывать, но каким вы видите будущее ХГ как вида в спорте в дальнейшем?
— Будущее, надеюсь, у нашей гимнастики безоблачное! Сбалансированные правила, где для музыки и артистизма отводится больше внимания, более понятные правила оценки элементов для зрителей, объективное судейство на соревнованиях. А еще бешеная популярность, как у футбола!
— Почему у сборной Украины слабая работа с предметом?
— В корне не согласна с утверждением, что у сборной Украины слабая работа с предметом. У каждой гимнастки своя «коронка», и она ею пользуется по полной. У кого прыжки, у кого повороты, а кто-то с врожденным «чувством предмета» или с наработанной техникой. Если заглянуть в прошлое украинской гимнастики, то у нас всегда были две разноплановые гимнастки. Вот, например, Тимошенко — Скалдина. У Александры были безупречные линии и грация, а Оксана выполняла сложные трюки со всеми предметами. Серебрянская — Витриченко. Катя — олимпийская чемпионка, красотка во всех элементах, а Лена с виртуозным владением предмета. Бессонова — Годунко. То, что делала с предметом Наташа, до сих пор никто повторить не может. А таких шикарных прыжков, как у Ани, тоже ни у кого я пока не видела. Максименко — Ризатдинова. И они разноплановые девочки. Эля Романова, между прочим, работает с предметом смело и хорошо. А в Украине ценнее всегда была амплитудная работа с предметом, с высокими бросками, широкими движениями и «длинными руками». Что правда, то правда! Такова особенность украинской школы
— Зачем постановщик упражнений сборной Украины ставит одинаковое движение с предметом абсолютно всем гимнасткам сборной, в том числе и групповым? Как Вы к этому относитесь?
— Понимаю подоплеку вопроса, но он звучит неправильно. «Одинаковая работа предметом» – это что значит? Если разобраться, то весь мир делает одинаковую работу с предметом, фундаментальная работа это называется. Например, в ленте это спирали, змейки и восьмерки, так, понятное дело, эта работа будет у всех и всегда на разных элементах. Если автор спрашивал про определенные связки в композициях, то от этого никуда не денешься. Это определенный почерк хореографа-постановщика. Поэтому, чтобы разбавить свои собственные программы, многие обращаются к постановщикам других стран. И, поверьте, я без труда определяю, кто и откуда из востребованных постановщиков и тренеров составлял ту или иную композицию. Повторение связок, переходов и танцевальных дорожек характерно не только для Украины, но и для других стран. Как я к этому отношусь? Первое, что приходит на ум – никак в общем. Что-то нравится, что-то нет. Всегда говорю: сделай лучше, потом критикуй!
— Кто оплачивает пошив купальников гимнасткам?
— Купальники для группового упражнения шьются за счёт федерации. Личницы обычно шьют сами себе и за свой счет. Если, честно, никогда не вникала в финансовый вопрос костюмов. В дизайн, да, могу сунуть свой нос!
— На сколько баллов Вы оцениваете выступление Анны Ризатдиновой в упражнениях с булавами в командном зачете?
— Я так понимаю, вопрос о булавах Ани на чемпионате Европы в Минске. По видео оценить сложнее, чем по факту на ковре. Просмотрев тот самый выход, могу сказать, булавы Ане удались. Моя оценка не ниже 9.4 в Д.
— Объясните, пожалуйста, зрителю, как по правилам происходит набор оценки. Почему оценка Кудрявцевой никогда не опускается ниже 18.8, а оценка всех остальных гимнасток никогда не поднимается до 18? Лишь изредка у Станюты и Ризатдиновой.
— Оценка в бригаде трудности (Д) складывается из выполненных элементов, заявленных в карточке. У всех ведущих гимнасток это десять баллов. Оценка в бригаде исполнения получается путем вычитания сбавок за ошибки с предметом и телом, а также за ошибки композиции и музыки. Оценка 18.8 – это, так скажем, по 9.4 на каждой бригаде. Для сбалансированных, хорошо отработанных и безупречно выполненных программ, это абсолютно нормальная оценка . И вы ошибаетесь, когда говорите , что Кудрявцева не получает ниже. Еще как получает, если делает ошибки. И, напротив, уровень ведущих гимнасток и их оценок к концу весны очень вырос. Сейчас с оценкой в 18.2 не всегда и на пьедестал-то зайдешь. Самая высокая оценка у Ани в этом сезоне была 18.7 на булавах. И, кстати, средняя оценка в бригаде Д была 9.4.
— Снижают ли баллы за ногу ниже параллели в аттитюде, за низкий полупалец на поворотах и за подскок во время поворота?
— Если нога незначительно «висит» от уровня горизонтали, то поворот засчитывается, и сбавку за отсутствие формы дает бригада исполнения. За подпрыгивание в поворотах тоже сбавка в исполнении за каждый «скачок», да и в трудности вращения перестают считаться с этого момента. Полупальцу в новых правилах дали послабление. Главное чтоб он был, и все. Высокий или низкий — неважно, главное, чтоб не на всей стопе. Но старожилам гимнастики это не нравится. В моем понятии, полупалец должен быть высокий при любом раскладе. Для меня это культура гимнастки.
— Если гимнастка скрутила два поворота с лишним, но третий недокрутила, сколько ей засчитают?
— Если гимнастка скрутила два с половиной поворота, то засчитывается лишь два. Если почти три, то всё равно два полных по 360 градусов. Поэтому тренеры требуют «перекрутить» больше чем заявлено, чтоб засчитано было по максимуму.