Украинские гимнастки Алена Дмитраш и Александра Гридасова рассказали «СЭ» о хлопотах своей жизни и всех трудностях завоевания путевки на Игры-2016.
Чемпионат мира, состоявшийся недавно в Штутгарте, для сборной Украины оказался весьма сложным. Ведь на кону стояли не только медали соревнований, но и путевки на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро.
МАГИСТЕРСКАЯ ПИСАЛАСЬ… В САМОЛЕТЕ
Александра ГРИДАСОВА: — А я и вовсе последний раз дома была на Новый год. По известным причинам добираться мне туда ныне весьма сложно, поэтому спасибо нашим тренерам, что сейчас предоставили достаточно свободного времени. Я безумно соскучилась по родным и близким! И хотя добираться до Симферополя хлопотно и недешево, в выборе — ехать домой или не ехать — я не колебалась ни секунды!
- Никогда не жалели, что в свое время выбрали в жизни именно художественную гимнастику? Посещала ли мысль бросить эти изматывающие тренировки? Дмитраш: — Так, чтобы бросить — никогда. Хотя, безусловно, почти каждый день проводить в тренировочном зале с 9 утра до 20 вечера — занятие не для слабонервных. Но если уж когда-то решила пойти именно таким путем, то далее отказываться от него, считаю, было бы просто глупо. Конечно, у меня был и другой путь — на протяжении восьми лет учебы в школе я была круглой отличницей. Мне нравились многие предметы, поэтому, думаю, мне несложно было бы поступить в специализированные вузы по различным специальностям. Однако, похоже, стать гимнасткой мне было на роду написано. Ведь секция находилась рядом с домом — соответственно, можно сказать, у меня не оставалось выбора. Я и выбрала. И никогда не жалела. Да — трудно, да — бывает еще труднее, но есть в художественной гимнастике и прекрасные моменты! Например, восхождение на любой пьедестал — это незабываемые мгновения. Ну и, конечно, побывать в различных странах мира — разве это не здорово?Гридасова: — Я попала в гимнастику, можно сказать, случайно. В детские годы у меня была небольшая сутулость и, дабы поправить осанку, я попросила родителей отвести меня в гимнастическую школу. Мне там понравилось — ну, так все и завертелось. Переломный момент наступил, если не ошибаюсь, лет в 13. Пришло время выбирать: школа или гимнастика? И, признаюсь, склонялась сделать выбор в пользу учебы. Сейчас уже и не могу сказать точно, почему таки его не сделала. Может, потому, что на меня к тому времени, так сказать, положила глаз наставница Любовь Серебрянская, чья дочь Екатерина — всем известная олимпийская чемпионка. Ну, а далее жалеть уже если и хотелось, то было поздно.
- Занятия гимнастикой действительно сильно мешали вам хорошо успевать в учебе? Дмитраш: — Честно — не без этого. Достаточно сказать, что магистрскую работу я готовила… в самолете! А за книжками обычно приходилось корпеть по вечерам, хоть какой уставшей возвращалась с тренировок. В единственный же выходной — воскресенье — откровенно хотелось отдохнуть и физически, и психологически. Просто погулять в парке, сходить в кино. Однако, когда того требовала необходимость, весь выходной уделяла учебе. И, кстати, разговоры, что в НУФВСУ гимнастки все экзамены сдают «автоматом» — чистая ложь! Во всяком случае, лично мне больших поблажек никогда не делали. Ведь моя специальность — психолог — условностей не терпит. Хотя, конечно, к нередким поездкам на соревнования преподаватели всегда относились с должным пониманием.Гридасова: — Подтверждаю слова Алены. Если хочешь чему-то научиться — то требуется именно учиться! У меня тоже специальность особая — спортивный менеджмент. Здесь, чтобы стать по-настоящему грамотным специалистом, требуются большие знания. Поэтому, в частности, по выходным я занимаюсь с репетитором по английскому языку, читаю специальную литературу. Мне это действительно интересно! Не всем же по окончанию спортивной карьеры дорога лежит только к тренерству…
МЕТОД КНУТА — НЕ ПО ДУШЕ - А тренерская деятельность вообще не прельщает? Дмитраш: — Трудно сказать. После Олимпиады-2012 я уже думала заканчивать с выступлениями и начала помогать нашим тренерам в работе с маленькими девочками. Не могу сказать, что мне это сильно нравилось. Поэтому когда Ирина Дерюгина предложила вернуться в групповые упражнения, я с радостью согласилась отработать еще один олимпийский цикл. А что будет после Игр-2016 — загадывать пока не берусь. Гридасова: — Мне тренерская работа тоже не сильно нравится. Дети сейчас пошли такие, как бы сказать, слишком избалованные, что ли. Далеко не всем им подходит так называемый «метод пряника», а «метод кнута» мне применять не по душе. Не такого жесткого характера я человек. Вот спортивный менеджмент, организаторско-административная деятельность — это мое! Во всяком случае, пока мне кажется именно так. - Как считаете, почему вам не удалось реализовать себя в личных выступлениях? В сборную Украины вы сразу попали в статусе групповичек? Дмитраш: — В национальной команде я с 2007 года, и поначалу выступала как раз в личных соревнованиях. Но, как вы знаете, там дорога к пьедесталу лежит только для избранных. Таковой была Анна Бессонова, таковыми, после ее ухода, в большей степени, нежели я, справедливо считались Анна Ризатдинова, Алина Максименко и некоторые другие гимнастки. Поэтому своему месту в составе команды групповичек никогда не огорчалась. В конце концов, такая честь тоже оказана далеко не каждому. Тем более, в квинтете выступать значительно сложнее, поскольку здесь, считаю, конкуренция в мире более острая. Классные команды собрались в Италии, России, Белоруссии, Болгарии, Испании… А у нас, несмотря на это, все же есть несколько наград престижнейших международных турниров. Значит, не зря тонны пота пролиты в тренировочном зале!Гридасова: — Конечно, в личном было легче! Там ведь все зависит только от самой себя, а в групповом ты несешь ответственность за всех. Это куда сложнее. Поэтому и я поначалу стремилась стать классной индивидуалисткой. В 2010 году на юношеском чемпионате Европы даже завоевала бронзу в упражнении с булавами. И дальше еще сохраняла шансы представлять сборную Украины в абсолютном первенстве. Но в 2012 году, незадолго до Олимпиады в Лондоне, у меня умер отец. В тренировках пришлось сделать вынужденную паузу, поэтому дальше, естественно, тренеры видели меня уже только исключительно в групповых упражнениях. Все справедливо…
ЕВРОПЕЙСКАЯ ОЛИМПИАДА — ЭТО ЗДОРОВО! - Давайте вернемся к чемпионату мира в Штутгарте. Чтобы пробиться на Олимпиаду, согласно стартовых раскладов, вам требовалось занять место не ниже восьмого. Однако у вас оказалась девятая сумма баллов. Как чувствовали себя в первые мгновения, когда был озвучен этот результат? Дмитраш: — Ужасно! Те 15 минут, когда мы находились в неведении своей настоящей участи, были, наверное, одними из самых кошмарных в моей жизни. Наворачивались слезы. Конечно, трагедии не случилось, поскольку весной следующего года еще предстоит дополнительный отборочный турнир в Рио. Но это же еще целых полгода изматывающих тренировок, волнений, переживаний — кому это нужно?! Самое обидное, что мы хорошо подготовились. На тренировках все получалось классно. Но за день до старта у меня почему-то на душе кошки скреблись — навевало чувство тревоги. И оно не обмануло — мы не избежали помарок. Почему это случилось? Наверное, просто не справились с огромным волнением… Гридасова: — Обиднее всего, что от восьмого места нас отделили 0,33 балла! Кажется, мелочь, а ведь какое большое она могла иметь значение. Естественно, мы сильно расстроились. И, действительно, где-то минут 15 были просто кошмарными. А затем подошла наш арбитр на чемпионате и сказала, что мы пробились на Олимпиаду. Причем, сказала это так спокойно, что мы не сразу ей поверили. Не поверила даже Ирина Дерюгина. Но критерии отбора и правда сыграли в нашу пользу. Поэтому у всех словно камень с души свалился. Ведь это была едва ли не самая тяжелая подготовка к соревнованиям в нашей жизни! Хотя, догадываюсь, тренировочный процесс перед Олимпиадой будет в разы тяжелее… - Мировое первенство в нынешнем сезоне запомнится вам больше всего? Дмитраш: — С точки зрения ответственности за результат — несомненно! А с точкизрения получения позитивных эмоций — наверное, больше запомнятся Европейские игры в Баку. Там и атмосфера царила невероятно праздничная, и выступили мы очень хорошо. Гридасова: — Завоевать серебряные и бронзовые медали на эдакой мини-Олимпиаде — это и правда здорово! Причем, завоевали мы их, что называется, по делу, выступая на необычайном эмоциональном подъеме. Восходить там на пьедестал было очень приятно! - Вам не кажется, что престижность этих Европейских игр сильно раздута, а они на самом деле больше напоминают шоу? Дмитраш: — Может и так, но ведь в Баку выступали все сильнейшие! Соответственно, завоевание там медалей дорогого стоит. Гридасова: — Разве только шоу?! Ведь есть же Панамериканские игры, Азиатские… Так почему не может быть подобных соревнований и в Европе? Эдакая традиционная своеобразная Европейская Олимпиада. По-моему, это было бы здорово! Сергей ДАЦЕНКО, Спорт-Экспресс в Украине