Борис Пуховский. Художник, а не подмастерье

07:56 | 16 ноября 2015
      Атакующая мощь гандбольной сборной страны во многом зависит от кондиций и настроения лучшего в ее истории бомбардира — 28-летнего разыгрывающего Бориса ПУХОВСКОГО. В череде межсезонных трансферов его переход из венгерского «Чурго» в украинский «Мотор» из Запорожья показался перспективным не всем.

У корреспондента «Прессбола» хватало поводов для обстоятельной беседы с традиционно коммуникабельным плеймейкером.

— Наряду с нашим звездным капитаном Сергеем Рутенко ты не первый год остаешься одной из самых медийных персон белорусского гандбола. Это льстит, раздражает, утомляет?

— Уж точно не напрягает. Считаю общение с прессой проявлением элементарной культуры и значимой частью своей профессии. Здорово, что о нас говорят. Надеюсь, интерес к гандболистам не только не спадет, а будет расти. Принципиально не ухожу от ответов на любые, даже каверзные и нелицеприятные вопросы. Если они, конечно, заданы профессионально и корректно.

— Согласишься, что устойчивое внимание прессы — показатель карьерной успешности?

— А как иначе? Кто станет пиарить или подробно выслушивать игрока, просиживающего шорты на скамейке? При виде красивой картины людям интересен ее автор, художник, а не подмастерье, который подавал кисточки и краски или вешал полотно на стену. Ведь так?

— Из Беларуси кажется, что украинских болельщиков по-настоящему не цепляет ничего, кроме футбола...

— Проблема заполняемости трибун на гандболе существует. А у нас разве ее нет? Ситуации похожие. В маленькие города большой гандбол заглядывает редко. А центры вроде Минска и Бреста пресыщены зрелищами. Разумеется, чтобы привлечь к себе внимание, необходимы серьезные и регулярные достижения. А пока — как есть. Город Запорожье славен гандбольными традициями. Однако их нужно возрождать. Равно как и повышать комфортабельность арен, возводить новые. А в этом смысле далеко не все гладко. Скажем, “Мотор” проводит еврокубковые домашние встречи в Броварах.

— Это потому, что, несмотря на достойные результаты, у него нет добротного, отвечающего европейским стандартам пристанища.

— Начнем с того, что перед стартом нынешнего лигочемпионского розыгрыша ЕГФ к нашему клубу было предъявлено требование: близость домашней арены к Киеву — из соображений безопасности. Наверное, чиновники федерации владеют неточной информацией о ситуации в некоторых украинских регионах. В Запорожье, слава богу, спокойно. Другое дело, что убеждать в этом ЕГФ сейчас действительно нет резона. Зал «Мотора» по параметрам, расположению зрительских мест пригоден лишь для тренировок и игр внутреннего первенства. Он очень напоминает динамовский по улице Даумана в Минске. Вот и приходится принимать еврокубковых соперников в другом городе. Это лишает нас аншлаговой поддержки. Впрочем, это не отменяет высоких задач.

— Руководство требовательное?

— И весьма амбициозное. «Мотор» — клуб специфический. Им руководит почетный президент могучего предприятия «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Холдинг производит двигатели к машинам, самолетам, вертолетам. Заводу уже более шестидесяти лет. Там жесткие, нацеленные на безупречное качество правила. Мы — «моторовская» команда и также должны неуклонно следовать им. Такая политика мобилизует. На производстве одна неверно подогнанная авиационная деталь может привести к трагедии. Так и у нас: единственная ошибка может перечеркнуть коллективные усилия, сбить соревновательный ритм. Огромная ответственность — это психологический пресс. Но профессионалы должны уметь играть под любым давлением.

— Клубные патроны часто посещают матчи?

— Регулярно. По словам старожилов, нынче гораздо чаще, нежели в прошлом сезоне. Возможно, повсеместные кризисные явления заставляют пристально следить за тем, во что вкладываются деньги, чем живет команда, какая в ней атмосфера. Скажем, если Юрий Анатольевич Шевцов в белорусской сборной старается разграничить сферы влияния на коллектив руководства федерации и тренерского штаба, то в «Моторе» присутствие боссов на установках, собраниях — в порядке вещей. Глава клуба может запросто зайти в перерыве в раздевалку, подбодрить или отругать. Воспринимаем это нормально. Руководство работает в таком стиле десятки лет и ошибок не прощает.

— Какими соображениями руководствовался, когда летом перебирался в «Мотор»?

— Языковой средой и близкой ментальностью будущих партнеров и тренеров. И, конечно же, пожеланиями жены, которую очень люблю и уважаю. Не стесняюсь признаться, что при выборе вариантов продолжения карьеры всегда учитываю мнение Александры. А как иначе? Представьте, что вы приняли заманчивое предложение, а супруга испытывает дискомфорт, ей не хватает повседневного общения, дома напряженная обстановка. Это обязательно скажется и на моей игре. Поэтому решения о смене прописки принимаем исключительно на семейных советах. Запорожье сравнительно недалеко от Беларуси, там много знакомых еще по минскому «Динамо». Жизнь показывает: мы не прогадали. Жена всем довольна, она на позитиве. Для меня это большой плюс. Но не единственный. Повторюсь, ранее был знаком почти со всеми ребятами, могу разговаривать с ними на любые темы. Поэтому в обойму влился легко.

— Наверняка донимал расспросами и еще совсем недавно защищавшего цвета «мотористов» белоруса Александра Титова?

— Было дело, мы ведь близкие товарищи, немало поиграли вместе. Да Саша и раньше, еще когда был на контракте в Запорожье, много рассказывал о клубе. Так что разведданных у меня было в избытке. К тому же отменным информатором выступил мой хороший друг — тренирующий дочернюю команду «Мотора» Слава Лочман, с которым играли в минском «Динамо». Естественно, первым делом интересовался отголосками боевых действий. И даже настоял на определенном страховочном пункте в соглашении. Его внесли, но в ответ посмеялись. И было отчего: в городе практически ничего не напоминает о войне, по крайней мере, внешне. Жизнь, пусть и непростая, идет своим чередом.

— Ты не упомянул о факторе Лиги чемпионов...

— Ну, вы ведь и сами понимаете, сколь важен он для меня. Оглядываюсь, ворошу биографию — вроде она и не скудная. Но в элитном клубном турнире играл всего-то однажды — с «Динамо». Теперь снова появилась возможность окунуться в этот потрясающий антураж, в высококлассную борьбу. Собственно, в отсутствие сильного национального чемпионата Лига чемпионов для «Мотора» — это все, клуб и держится на участии в ней. Все ребята мотивированы. Игровой график — супер. Казалось бы, матч в неделю. А он забирает столько эмоций, заставляет выкладываться на двести процентов! При этом мы постоянно в тонусе, успеваем качественно подготовиться, восстановиться, проанализировать недочеты.

— Бывший сборник Андрей Синяк твоего оптимизма не разделяет. В интервью «Прессболу» так прямо и заявил: «Боря Пуховский уезжает играть в запорожский «Мотор». У меня это вызывает изумление... Не знаю условий контракта. Но в любом случае играть на Украине — это деградировать...»

— Серьезное высказывание. Отношусь к критике спокойно, но она должна быть обоснованной. Уважаю Андрея как гандболиста и человека. Он немало сезонов провел в Германии, в том числе в бундеслиге. Допускаю, что мне там места не нашлось бы лет пять назад и не найдется в будущем. Однако кто сказал, что невозможно совершенствовать мастерство и расти в командах других стран? Может, «топовый клуб Украины» звучит не так громко, как «дружина бундеслиги». Но давайте обратимся к объективным реалиям. Экономический кризис бушует по всей Европе. Закрепиться в легионерском статусе там сейчас крайне тяжело. И разве это деградация — выступать в Лиге чемпионов? Причем «Мотор» в ней не прозябает. Мы реально претендуем на выход из группы. Где здесь несоответствие высоким амбициям и деградация? Считаю, что переход в «Мотор» — шаг вперед. Тем более с учетом моих неурядиц в Венгрии.

— Помнится, с рулевым «Чурго» ты не поладил на почве разного понимания функциональных обязанностей диспетчера. В «Моторе» у тебя есть право на импровизацию?

— Как и у всех игроков нападения. В тренерском арсенале Николая Степанца, само собой, есть набор определенных тактических моделей. Но он не перегружает нас схематизмом, мы не боимся принимать самостоятельные решения. Скажем, разыгрывающих — меня и литовца Айденаса Малашинскаса — можно с полным основанием назвать свободными художниками. Это добавляет атакам креатива.

— В секстете «D» Лиги чемпионов за четыре тура до финиша групповой стадии интригующее троевластие: датский «Скьерн», «Мотор» и румынский «Бая-Маре»...

— Мы вполне могли эту интригу притупить и лидировать в одиночку. К сожалению, потерпели два выездных поражения — от «Бая-Маре» и швейцарского «Шаффхаузена». Понятно, что в этой лиге разжиться баллами в гостях крайне сложно. Но мы виноваты сами — недоработали в концентрации, наделали ошибок. Многовато хаоса. А еще есть такое абстрактное понятие: сошлись звезды. Так вот для «Бая-Маре» в поединке с «Мотором» они действительно сошлись. Это был пока лучший матч румын в розыгрыше. Они великолепно настроились, разобрали по косточкам нашу игру, здорово отпахали в защите. «Шаффхаузен» вроде бы не выглядел так слаженно. Однако наказаний без вины не бывает: мы провалили там первый тайм. Во втором забросили почти два десятка мячей. Но поезд уже ушел. К слову, списанные в аутсайдеры швейцарцы на выезде грохнули «Скьерн». Так что в нашей группе может возникнуть заварушка еще круче. Чтобы претендовать на одно из двух проходных мест, нам важно в ближайшем туре добиться в гостях виктории над идущим пятым македонским «Металлургом».

— За лигочемпионскими приключениями брестского клуба имени Мешкова следишь?

— А как же! Турнирные судьбы БГК и «Мотора» по осени очень похожи: мешковцы тоже на втором месте в группе с двумя досадными поражениями. С той лишь разницей, что они уступили «Логроньо» и «Порту» в концовках. При этом, на мой взгляд, брестская команда лучше сыграна, чем наша. В ее игре меньше резких перепадов. Удачи ребятам! Кто знает, может, скоро доведется соперничать?

— В российско-украинском конфликте какую позицию занимаешь?

— Нейтральную. Принципиально не смотрю новости, потому что из телевизора льются потоки лжи. Конечно, больно осознавать, как далеко все зашло. И пока кто-то преследует в войне политические и финансовые выгоды, на долю обычных людей выпадают только горе и страдания. Государство испытывает огромные экономические проблемы, даже в тех украинских регионах, где нет стрельбы. Цены и валютные курсы бешено растут, зарплаты падают. Но народ как-то выживает. В Запорожье паники не вижу, хотя тяжело всем.

— В «Моторе» по линии «Слава Украине! — Крым наш!» дискуссий не происходит?

— В команде собраны ребята из разных украинских областей, два игрока с российскими паспортами — Сергей Шельменко и Глеб Калараш, литовец Малашинскас, белорус Пуховский. Может, у кого-то есть стойкие убеждения, переживания. Но, если у человека голова на месте, он никогда не станет выпячивать их в ущерб атмосфере в коллективе.

— Не могу не задать дежурный антуражный вопрос. Минск — эталон чистоты и ухоженности. Запорожье в стереотипах — полис смогов и цветного снега. Это так?

— Преувеличение, конечно. Но это действительно рабочий город с советской застройкой, проблемным задымленным воздухом. Однако в респираторах никто не ходит. В Запорожье хватает зеленых уголков, мест для развлечений. Здесь не скучно. Плюс рядом Днепропетровск — красивейший город с большими возможностями. А сравнения с Минском некорректны. Это столица. Вы возьмите Могилев — думаете, он симпатичнее Запорожья?

— Твои сынишки испытывают оторванность от дома?

— Младшему Егору пока все равно — ему только шесть месяцев. А старший Артем — да, разделяет понятия. Венгрия, Украина — адреса папиной работы. А Беларусь — дом, там бабушки и дедушки, по ним он крепко скучает. Но жизнью доволен, с удовольствием ходит в садик. Спортивные задатки есть, правда, с направлением из-за частых простуд пока не определились.

— Коснемся сборной. Ощущаешь, что Юрий Шевцов взял твердый курс на омоложение?

— Так и должно быть. Добротный резерв — подушка безопасности. И старожилы ничего не теряют в правах и эмоциях, когда рядом с ними тренируется и играет даровитый молодняк. Напротив, мы только приобретаем. Дело даже не в пресловутой конкуренции. Когда молодой парень трудится бок о бок с опытными игроками, он набирается навыков, всяких фишек. И когда выйдет на площадку в важном поединке, пусть на пару минут, он будет знать, что и как делать. Так добывается результат, зарабатывается доверие. Через это проходили Титов, Бабичев, Шилович, Рутенко-младший, я...

Виктор КАЗЮЛИН, pressball.by

 

 





Источник