Юлия СНОПОВА: "Будь я хоть немного злее, карьера сложилась бы по-другому"

08:56 | 03 декабря 2015
В третьем раунде Кубка ЕГФ львовская «Галычанка-ЛНУ» не сумела найти достаточно веских аргументов против турецкой «Муратпаши» (28:22 и 30:30).
В третьем раунде Кубка ЕГФ львовская «Галычанка-ЛНУ» не сумела найти достаточно веских аргументов против турецкой «Муратпаши» (28:22 и 30:30). В составе команды Бирола Уншела блистала хорошо известная украинскому болельщику Юлия Снопова.
 
После победной фотосессии и общения с болельщиками во Дворце спорта «Галычина» воспитанница херсонского гандбола рассказала корреспонденту «СЭ» о магии имени и отсутствии авторитетов, об особенностях турецкой гандбольной кухни и о том, как немецкий гандбол учил ее быть жесткой.
 
«ГАЛЫЧАНКИ» СРАЖАЛИСЬ ТАК, СЛОВНО НА КОНУ БЫЛИ ИХ ЖИЗНИ
 
- Юля, чего вы ожидали от «Галычанки» перед первой домашней для вашего клуба встречей в Кубка ЕГФ?
 
- Мы просматривали видео игр чемпионата Украины в Херсоне. Какой-то впечатляющей картинки я там не увидела. Наверное, потому, что «днепрянки» практически не сопротивлялись. Тогда казалось, мы легко выиграем два предстоящих матча. Но уже во время первой, нашей домашней игры, стало понятно, что для победы придется хорошенько потрудиться.
 
«Галычанки» сражались так, словно на кону стояли их жизни. Первый тайм остался за ними (12:11). Они падали, вставали и, не оглядываясь, продолжали атаковать. Меня поразило их огромное желание побеждать. Но им еще не хватает опыта. Во втором тайме мы собрались: лучше организовались в защите, надежнее сыграли в нападении и получилось в итоге 28:22.
 
- Плюс шесть вы сами посчитали достаточным заделом для того, чтобы можно было сильно не волноваться за исход ответной игры во Львове?
 
- Наоборот, мы поняли, что нам придется несладко! Так и получилось. В какой-то момент игра вообще зависла. Мы проигрывали по ходу пять мячей. Но должны были выиграть! Это даже не обсуждалось. Наши соперницы заслуживают уважения. По объективным параметрам - технике, физической и игровой подготовленности - турецкая молодежь практически ничем не отличается от украинской. Но такого безумного желания, огня в глазах у них нет и в помине. Правда, огромное желание львовянок забить гол нередко играло против них. Иногда нужно немножечко потерпеть, доиграть до верного. Этому им еще нужно учиться. Лично я верю, у них все получится. 
 
- Вас приглашали играть в престижные европейские клубы. Почему вы отдали предпочтение турецкой «Муратпаше»?
 
- Мне все кажется, что мои 18 всегда со мной. А на самом деле скоро я разменяю уже четвертый десяток. И предложений, на самом деле, не становится больше. В этом сезоне у меня было три варианта: Румыния, Норвегия и Турция. В Румынию, в тот же клуб, за который я играла полтора года назад, возвращаться не хотелось. Было желание поближе познакомиться со скандинавским гандболом. Но не получилось оформить документы. Из Турции поступило сразу два предложения: от «Муратпаши» и «Кастамону», где играет наша Олеся Семенченко. Я отдала предпочтение первому как более стабильному. Несмотря на то, что турецкий гандбол не на высшем уровне, «Муратпаша» играет в вврокубках, где имеет неплохой рейтинг. Я заключила с этим клубом двухлетний контракт.
 
АМАТОРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
 
- Не пожалели?
 
- На самом деле, мне не очень хотелось ехать в Турцию. В глубине души теплится надежда добиться чего-то большего. Время от времени даже говорю себе: если на площадке не все удается, значит, форма уже не та. И стоит, наверное, сбавить обороты и играть в свое удовольствие. Хотя, если бы меня позвали в какой-то хороший клуб, я бы, не раздумывая, согласилась. 
Пока что мне не на что жаловаться. В «Муратпаше» меня хорошо приняли, создали необходимые условия. И девчонки все очень позитивные. Хотя в плане гандбола - полупрофессионалы. В Турции тренеры сами признают: «У нас гандбол несколько аматорский». При этом клуб стремится к большему и вкладывает для этого необходимые средства. Условия для развития есть, но, к сожалению, нет системы подготовки - детских школ, профессиональных тренеров. Из-за этого прогресс невозможен даже на уровне сборной.
 
- При этом у «Муратпаши» весьма солидные как для аматорского гандбола достижения - финал и два полуфинала Кубка ЕГФ.
 
- Это связано с притоком легионеров. В прошлом году их было очень много, но к началу нового сезона они разбежались по другим турецким клубам. Амбиции «Муратпаши» на сезон 2015/2016 - как можно дольше удержаться в еврокубках и таким образом популяризировать Турцию, в частности Анталию. Ну и, конечно, удержать лидирующую позицию во внутреннем чемпионате. У нас уже определилась пятерка, которая будет спорить за призовые места чемпионата Турции. «Анкара Енимахалли», «Ардешен», «Кастамону», «Трабзон» ну и, конечно, Муратпаша». Недавно мы отыграли с «Енимахалли», который в турнирной таблице занимал лидирующую позицию. Выиграли три мяча. Борьба была чрезвычайно жесткой. Но это того стоило.
 
- При все при этом аматорские команды Турции выглядят посильнее, чем профессиональные украинские клубы, вы не находите?
 
- Мне очень обидно за Украину. Ситуация плачевная сплошь и рядом: все ломается и рушится, и дети выбирают себе другие увлечения. Спорт теперь так не «цепляет», как в прежние времена, которые мне посчастливилось еще застать. Раньше группы в детско-юношеских спортивных школах были заполнены. 
 
- В этой ситуации олимпийская «бронза» украинской гандбольной сборной на Играх-2004 выглядит большой неожиданностью. Благодаря чему она стала возможна?
 
- Она точно не случайна! В тот момент как в клубах, так и в сборной проводилась действительно хорошая работа. Были какие-никакие спонсоры. И соответственно - результат. Было из кого отбирать спортсменок в олимпийскую сборную: одни лидеры выступали за украинские клубы, другие играли в зарубежных чемпионатах. Сейчас в Украине осталась одна молодежь. В сборную более опытных девчонок нужно постоянно вытягивать - тех, кто еще готов играть за нее. Тренеры остались все те же, но вот плеяду сильных игроков вырастить пока не удалось. Возможно ли возродить былые традиции? Должны быть люди, в клубах и федерации, готовые всерьез и надолго взвалят на себя это бремя. Отстроить разрушенное не так и просто. Дело даже не в сборной.
 
Спортсмены будут расти, если во внутреннем чемпионате будет хотя бы с пяток сильных команд. Украина пока далека от этого. Раньше клубные команды выглядели весьма респектабельно. Теперь же, куда ни посмотришь - играют дети. А ведь молодым девчонкам нужны авторитеты. Вот в «Галычанке» играет Наташа Туркало, которая может не только рассказать и вспомнить интересное, но и на собственном примере показать. Но она такая у них одна.
 
В мое время были Елена Цыгица, Елена Радченко, Наташа Ляпина. Мы, еще совсем юные знали об этих спортсменках абсолютно все. А на сборах глаз с них не спускали. Сейчас я даже не представляю, чем живут девчонки, на чем учатся. Может быть, смотрят Лигу чемпионов. 
 
ПОБЕДА НУЖНА, НО НЕ СТОИТ О НЕЙ ДУМАТЬ
 
- Что запомнилось вам с тех времен, когда вы играли за львовскую «Галычанку»?
 
- Тогда я впервые вырвалась из родных стен. До этого играла только в «Днепрянке», жила в Херсоне вместе с родителями. Так что во Львове, кроме всего прочего, училась быть самостоятельной. «Галычанку» готовили на серьезном уровне. У нас было все, что нужно для хорошего результата: тренировки, экипировка, сборы, доктора. В команде тренировалось шестнадцать взаимозаменяемых игроков, по две сильные девочки на каждой позиции. Мы тренировались у Валерии Тищенко, потом в команду пришел Георгий Воронов. Мне было интересно работать в этом коллективе. До сих пор поддерживаем теплые отношения с Викой Борщенко и Катериной Дьяченко. 
 
- Тренер «Гылычанки» Василий Козар как-то сказал, что ваш новый наставник Бирол Уншел знает о гандболе практически все. Вы согласны с этим утверждением?
 
- Я лишь три месяца тренируюсь у Уншела, и мне пока сложно делать какие-то выводы. Тренировки у нас стандартные. Более того, перед матчем нет определенной конкретики: мы не разбираем по косточкам соперников. Наоборот, нарабатываем свои схемы, независимо от того, с кем нам приходится встречаться на площадке. Ведем свою игру, не подстраиваясь под соперников. Бирол не нагружает нас психологически. «Да, мы готовимся к важной игре, но при этом не следует все время только о ней и думать», - говорит он.
 
- Во время игры Василия Козара слышно даже на улице. Уншел может конкурировать с ним по этому показателю?
 
- На тренировках тренера не слышно - не видно. Он спокойно все контролирует, улыбается и даже шутит. Такой Бирол и на играх, когда нам противостоит не очень сильный соперник. А вот во время матчей с «Галычанкой», а также встречи с командой из Анкары он заметно нервничал. По крайней мере, мы с девчонками увидели, что у него есть эмоции. После тренировок мы с тренером общаемся редко. Бывает, Бирол может меня о чем-то спросить. Но это скорее исключение. Возможно, потому, что я еще новенькая. С турецкими девочками, которые уже не первый сезон играют за «Муратпашу», думаю, у него более тесное общение.
 
- На каком языке вы общаетесь в команде?
 
- У нас играют девочки из России и Белоруссии. Мы сдружились с первых дней: рядом живем, у нас есть общие темы для разговоров. С остальными общаемся на английском, хотя не все турчанки им владеют. Вот с ними, а также с тренером, я пытаюсь говорить на их родном турецком. Четыре года назад я играла в Турции. Тогда же научилась понимать и немножечко говорить. К новой команде притираться пришлось недолго. Если ты неконфликтный человек, тебя в любом коллективе примут. 
 
КОРОТКУЮ ЮБКУ ЛУЧШЕ НЕ НАДЕВАТЬ
 
- Когда вы впервые приехали играть за турецкий клуб, что вас поразило больше всего?
 
- Мне нравится Турция. Анталия - курортный и потому более свободный городок. Но даже в Анкаре, куда я приехала впервые, мне было комфортно. Это довольно-таки закрытый город, где свято чтят религиозные традиции, а на улицах с любопытством на тебя глазеют. Коротких юбочек там лучше не надевать, конечно. Нравы в Турции действительно дикие. С другой стороны, мне нравятся люди. Турки - сплоченный народ с крепким внутренним стержнем, который, к тому же, почитает свои авторитеты. Первый президент Ататюрк для местных жителей - не просто чиновник высшего уровня, а обожаемый предводитель. Добавлю к выше сказанному еще великолепную местную кухню и мягкий климат.
 
- Пользуется ли популярностью в Анталии женский гандбол? Вас хотя бы иногда узнают на улице?
 
- Если выходишь в спортивном костюме, на тебя могут обратить внимание. Иногда подходят перекинуться словом: «Вы спортсменки? Мы помним, как вы выиграли недавно, молодцы». А в общем нас фанаты не преследуют. (Улыбается). Хотя во время матчей на трибунах яблоку негде упасть. И все кричат, не переставая, поддерживают нас. А вот мужской гандбол в Турции не такой популярный. На ребят болельщики почему-то не ходят.
 
- Несколько лет назад вас «обвиняли» в мягкости и чрезмерной доброте, которая проявлялась даже на площадке. За это время в европейских клубах научились по-спортивному агрессивной?
 
- Кажется, быть жесткой не научусь никогда. Хотя старалась вовсю: предыдущий сезон я играла в Германии. А там была лучшая школа спортивной агрессивности, умения терпеть и играть до конца. Сам тренировочный подход требовал этого. Любая игра, даже в тренировочном режиме, - это сражение не на жизнь, а на смерть. Ты можешь носить соперника, вязать - делать с ним, что угодно, но сохранить при этом мяч. Там нужно было драться даже на разминке.
 
Доброта - это одна из самых больших моих проблем в спорте. Иногда мне кажется: будь я немного злее, моя карьера сложилась бы по-другому. В «Муратпаше» тренер еще не упрекал меня в излишней мягкости. Пока его все устраивает.
 
- В турецкой команде девочки уже успели дать вам прозвище?
 
- Меня зовут по имени. Лишь одна девочка, сербка Таня Богославлевич, называет меня Юти. В европейских командах ко мне прозвища как-то не приклеивались. Разве что свои девчонки по старой привычке называют меня Снопиком.
 
Елена САДОВНИК, Спорт-Экспресс в Украине
Источник