В первый медальный день Игр корреспондент "СЭ" изучал, каково приходится в Сочи болельщикам.
Объектом был избран горный кластер, где разыгрывалось большинство субботних наград.
Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО
из Сочи
Расписание позволяло посетить за день четыре старта: мужской сноубордный финал в слоупстайле, женский скиатлон, биатлонный спринт и квалификацию на среднем трамплине. Успеть вовремя получилось не везде.
Сначала о хорошем. Организаторы Игр постарались свести к минимуму неудобства, связанные с усиленными мерами безопасности. Относительная компактность размещения арен позволила им организовать единую "чистую зону" для всех стадионов Игр.
Иными словами, даже посещая несколько стартов за день, контроль безопасности нужно проходить только один раз – если, конечно, не выходить за пределы чистой зоны. В нее включены, помимо стадионов, также все вокзалы, все идущие в Олимпийский парк и Красную Поляну электрички, большинство автобусов горного кластера (с номерами М1-М5), и идущие от станций Красная Поляна и Эсто-Садок канатные дороги.
Пройдя досмотр, например, на вокзале Сочи или Адлера, дальше можно свободно перемещаться между аренами, и даже двухчасовая дорога от Экстрим-парка до хоккейного дворца обойдется без лишних кордонов. А значит – купленные на вокзале воду или сэндвич не придется выбрасывать у входа на трибуну.
С сэндвичами, правда, бывает напряженка. Точек питания внутри чистой зоны – что на самих аренах, что на вокзалах – явно маловато. На стадионах длинные очереди к ларькам с хот-догами – норма, если только не прийти сильно заранее.
Положение могли бы спасти расставленные тут и там автоматы, но к примеру, в Экстрим-парке "Роза хутор" туда не загрузили самый ходовый товар – бутерброды. В общем, не стоит рассчитывать, что подкрепиться удастся где-то дальше – лучше использовать ближайшую незагруженный ларек.
С автобусами в горном кластере организаторы дело вроде бы наладили после четверговых неурядиц, когда добрая половина зрителей опоздала на квалификации в сноуборде и фристайле. В субботу, насколько удалось заметить, обошлось без особых срывов.
Узкие места, однако, выявились на канатных дорогах, в том числе на самом популярном стадионе – лыжно-биатлонной "Лауре". Автобусы туда не ходят, и добраться можно одной из двух канатных дорог. Более удобна идущая от станции "Красная Поляна", но она приводит к двум другим канаткам – одной в сторону лыжного стадиона, второй в сторону биатлонного. Причем перевезти каждая из них способна меньше пассажиров, чем привозит исходная дорога.
А в субботу две "вторичных" канатки вообще были не особо полезны: лыжная работала со сбоями до начала скиатлона и вообще остановилась после его окончания. Зрителей послали в обход – через биатлонную канатку. При этом спускаться обратно в долину после и лыж, и биатлона большинству пришлось через альтернативную канатку, проезд на которой приводит к выходу из чистой зоны и получасовому пешему маршу до вокзала.
Поезда, кстати, ходят надежно, как и почти все автобусы. Правдой оказалось и обещание наладить полуночное движение обычных городских автобусов – очень помогает добраться до домов и отелей после соревнований. Тем более что весь транспорт, кроме маршруток, для зрителей Олимпиады бесплатен.
А вот попасть вовремя с биатлона на трамплин не вышло, хотя между аренами по прямой всего километров пять, а в запасе было больше часа. Но биатлонная канатка не работала во время гонки и минут 15 после, а когда ее наконец запустили, на посадке возникла толкучка. Такая же картина была и на трамплинной канатке, причем даже через полчаса после начала прыжков. Поэтому совет: хотите попасть куда-то – выезжайте сильно заранее.
Еще одной проблемой стало хроническое отсутствие понятных указателей на большинстве арен и вокзалов. Самая типичная картина этих дней – зрители, в недоумении расспрашивающие волонтеров, как пройти или где требуемая остановка. Но те знают в лучшем случае свой очень узкий участок работы, а потому самый частый волонтерский ответ – "спросите лучше вон тех волонтеров".
Бывает и хуже – пришлось видеть волонтеров и других распорядителей, дающих болельщикам неполные, а то и вовсе неверные сведения. Скажем, сотрудники транспортной дирекции в четверг на полном серьезе уверяли опаздывающих зрителей, что соревнования по этому случаю задержат. Впрочем, виноваты не сотрудники и волонтеры, им в старании не откажешь, а те, кто их так обучил.
Не найти на Олимпиаде и справочных буклетов или карт, кроме почти бесполезных городских. "Информационные" будки с волонтерами пока сияют голыми стеллажами, а их персонал мало чем может помочь. Поразительно, но единственные обнаруженные брошюры и карты спортивных объектов выпущены не оргкомитетом, а РЖД, и доступны только на вокзалах. Разрекламированный "гид болельщика" был замечен только раз – в виде англоязычной ксерокопии для внутреннего пользования сотрудников инфоцентра…
Несмотря на все это, настрой у публики празднично-фестивальный. Своих поддерживают неистово (если успевают заметить), остальных тоже не забывают. Заодно восхищаются красотами гор, и не менее впечатляющим видом стадионов – особенно ночным. Каждый первый что-то фотографирует – иногда даже в ущерб собственно болению, а кабины канаток порой ходят ходуном от бросающихся к окнам за очередной фотосессией туристов.
Словом, нормальная олимпийская атмосфера. Заметно, правда, что многие впервые посещают зимние соревнования и не вполне ориентируются, кто где бежит или прыгает, куда когда смотреть и как реагировать. Впрочем, стадионные комментаторы в большинстве своем умеют завести трибуны.
В общем, жить можно. Без накладок, в конце концов, не обходится ни одно масштабное мероприятие. И если организаторы сумеют за ближайшие дни свести их число к минимуму, сочинские Игры могут стать одними из самых комфортных для болельщиков.