Олимпийским чемпионом в скиатлоне стал швейцарец Дарио Колонья, но гонка скорее запомнится отклоненным протестом сборной России, в результате чего Максим Вылегжанин не получил бронзовую медаль. Александр Легков не в первый раз перед финишем сломал палку.
ВЫЛЕГЖАНИН И КОРИДОР
Не очень хорошо так об олимпийской гонке, но самое интересное в ней произошло после финиша. На последний круг коньковой части скиатлона ушли 17 человек, среди которых было трое россиян: Максим Вылегжанин, Александр Легков и Илья Черноусов.
Темп группы был невысоким, и все предсказуемо решалось на заключительном перед выходом на стадион крутом подъеме.
На спуске к финишной прямой первым вираж заложил швейцарец Дарио Колонья, за ним - чемпион ванкуверского скиатлона-2010 Маркус Хельнер из Швеции, за теми - норвежец Мартин Йонсруд Сундбю и Вылегжанин. Именно в таком порядке они и пересекли финишную черту. Россиянину для бронзовой медали не хватило меньше секунды.
Менее получаса спустя, стоя рядом с представителями сборной России, по переговорам в их рациях можно было понять, что зреет протест. Многим показалось, что на финишной прямой действующий чемпион "Тур де Ски" Йонсруд Сундбю заступил в коридор Вылегжанина со всеми вытекающими из динамики эпизода последствиями.
Немедленно начался длинный сериал.
В смешанной зоне россиянин старался скрыть эмоции. "Подрезали ли меня на финише, судить вам", - сказал он.
Спустя какое-то время, почувствовав поддержку руководства сборной, Вылегжанин высказался более категорично.
- Кто гонку смотрел, все понимает, – сказал гонщик. – В коридоре нельзя пересекать разделительную линию между дорожками. Считаю, что Сундбю не прав. Он помешал сделать мне "разножку" на финише. Не знаю, выиграл бы я или нет, но факт в том, что он это сделал.
Вскоре после цветочной церемонии, в которой принял участие Йонсруд Сундбю, обоим предложили зайти в судейскую комнату, где шло изучение видеозаписи инцидента. Вместе с россиянином там присутствовала президент Федерации лыжных гонок России и главный тренер сборной Елена Вяльбе, бывшая инициатором протеста.
Наступила длительная пауза. С минуты на минуту начиналась официальная пресс-конференция, а кто должен был занять место по левую руку от Дарио Колоньи, было непонятно. На столе стояла табличка с именем норвежца, однако волонтеры в зале были готовы в любую секунду табличку заменить.
Атмосфера возле судейской, как нетрудно догадаться, была наэлектризованной. Менеджер сборной Юрий Чарковский эмоционально объяснял репортерам суть инцидента на двух языках: русском и немецком.
– Максим был вынужден волей-неволей притормозить, сбавить скорость. На финише он собирался делать выпад правой ногой, но в это время в его коридоре оказалась левая нога норвежца. Йонсруд Сундбю вообще не имел права в него заходить.
Первой "утекла" информация из стана норвежцев - по причине того, что информация оказалась для них радостной. Протест России был отклонен. Учитывая, что Йонсруду Сундбю вынесли официальное письменное предупреждение, можно смело предположить, что сам факт нарушения судьи зафиксировали. Не особенно возражал и сам спортсмен. Решающей оказалась интерпретация нарушения: повлияло ли оно на исход борьбы за медали или нет? Судьи посчитали, что нет.
– О том, что российская команда подала протест, я узнал только после того, как меня пригласили в судейскую, – заявил Сундбю на пресс-конференции. – Я был очень уставшим и последние метры для меня прошли как в тумане. От усталости я потерял на финише баланс, и, возможно, пересек лыжню, по которой шел Вылегжанин. Понимаю, что это было крайне не вовремя. Тем не менее на записи хорошо видно, что на финише я его опережал и сместился в чужой коридор только на последних метрах. На мой взгляд, это никоим образом не повлияло на результат. Рад, что судьи со мной согласились. Надеюсь, что и сам Вылегжанин верит, что я делал это не нарочно.
Следует напомнить, что весьма похожая история приключилась на Играх в Ванкувере с Николаем Мориловым и Алексеем Петуховым. После того как россияне выиграли там бронзу в командном спринте, их также пригласили в судейскую комнату, где состоялся разбор эпизода с участием Петухова. На передаче одной из эстафет Алексей подрезал француза Сирила Миранда, который упал и потерял массу времени, выбыв из борьбы за медали.
Нарушение было очевидно и в том случае, однако в Ванкувере-2010, как и в Сочи-2014, арбитры ограничились "желтой карточкой" в адрес Петухова. Даже спустя какое-то время после завершения гонки Морилов признавался, что у него "до сих пор дрожат колени".
Сборная России в Сочи с решением арбитров категорически не согласилась. К делу подключился Олимпийский комитет России, который намерен теперь апеллировать решение в Высшем спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS). Для разрешения регулярно возникающих на Олимпийских играх споров CAS присылает на Игры специальную комиссию, чья задача - максимально оперативный, в считанные часы, разбор спорных эпизодов.
Регламент обращения в CAS был отработан ОКР еще на Играх в Лондоне. Тогда CAS отклонил апелляцию национального комитета по поводу инцидента в парусном спорте. Как стало известно "СЭ", юристы ОКР вчера вечером уже занимались "делом Вылегжанина".
ЛЕГКОВ И ПАЛКА
Еще одним ярким эпизодом скиатлона стала сломанная палка Александра Легкова. Инцидент произошел на заключительном перед стадионом подъеме - там, где произошло распределение медалей. Потеря нескольких секунд в поисках новой палки стоила россиянину места в группе лидеров, разыгравших награды.
- Бывает, ребята, что поделаешь, - философствовал спортсмен после финиша. - Да, сломал палку. Нет, не "опять сломал" - это спорт!
Ремарка журналистов насчет "опять" была вызвана тем, что злоключения чемпиона "Тур де Ски"-2012 на турнирах уровня чемпионатов мира и Олимпийских игр хорошо известны всем любителям лыжных гонок.
В Саппоро-2007 Легков ломал палку за два километра до финиша скиатлона. В Либереце-2009 он сначала упал в скиатлоне, а затем сломал палку незадолго до финиша марафона. Во всех этих гонках Александр до последнего претендовал на высокие места.
Репутацию Легкова как невезучего лыжника окончательно подкрепила Олимпиада в Ванкувере, где он - снова в скиатлоне - привез на своих плечах на финиш целую группу, а в результате остался без награды.
- Если отбросить эмоции вокруг Сашиной кармы, нетрудно обнаружить и материальные объяснения его инцидентам, - заявил старший тренер спринтерской сборной России, олимпийский чемпион Калгари-1988 Михаил Девятьяров. - В контактной борьбе, которой современные лыжные гонки изобилуют, Легков работает в крайне агрессивной манере. Это время от времени выливается в истории со сломанными палками. Жаль, что часто это происходит на таких крупных турнирах, где цена ошибки или просто невезения крайне высока.
Сергей БУТОВ, Спорт-Экспресс