27-летний Дарио Колонья из Швейцарии стал в Сочи трехкратным олимпийским чемпионом, с большим отрывом выиграв 15-километровую разделку классическим стилем.
Вместе с ними на пьедестале оказались спортсмены, чей путь к сочинским наградам оказался невероятно трудным.
Сергей БУТОВ
из Красной Поляны
Утром позвонил легендарному тренеру Александру Грушину - капитану нашего лыжного ледокола 1990-х с Еленой Вяльбе, Ларисой Лазутиной, Любовью Егоровой и другими на борту. Предложил поговорить о том, что в Сочи.
- Что тут комментировать? Идет Олимпиада, - ответил капитан.
Недостатка в трезвом анализе, как видите, не существует.
Позади половина олимпийского пути. Шесть гонок состоялось, шесть - впереди. Для выполнения амбициозного плана Елены Вяльбе, за постановку которого главного тренера сборной похвалил Бьорн Дэли, сборной России нужно выигрывать оставшиеся три мужских гонки и как минимум одну женскую.
С последним пунктом вовсе напряженка - обыграть шведок, норвежек или польку Ковальчик в Сочи наши смогут, только если остальные "застрелятся" на стрельбище. А те не "застрелятся", потому что здесь не биатлон.
С мыслями о четырех золотых медалях - четыре сюжета. Информация, так сказать, к размышлению.
Сюжет первый. Перед самым началом олимпийского сезона Дарио Колонья порвал связки на лодыжке. Шок, ноябрьская операция, героические усилия по восстановлению. Доктора сказали: держать в покое ногу восемь недель. Столько времени у Колоньи не было.
Он одолжил у лыжной федерации Норвегии специальные сани, в которых выступают лыжники-паралимпийцы. И началось. Лыжный тренажер, бассейн, гантели и отработка одновременного хода в тех самых арендованных санях…
На снег Колонья впервые вышел только в январе. Многодневку "Тур де Ски" смотрел по телевизору, кусая ногти: успеет набрать форму к Играм, не успеет? Первую гонку в Кубке мира он провел за неделю до начала сочинской Олимпиады. Ехал в Сочи, совершенно не понимая, на что готов.
В первой же гонке - скиатлоне - он стал олимпийским чемпионом.
Колонья заявился в спринт, хотя ему советовали: не лезь в бутылку, восстановись, не горячись. В четвертьфинале упал на ровном месте. Поднялся, догнал группу, но когда пошла серьезная работа, снова рухнул на снег. На стадионе ему достались аплодисменты за шестое место в забеге.
Раскиснуть? Никогда.
Вчера Колонья вышел на старт 15-километровой разделки защищать свой титул действующего олимпийского чемпиона. И титул никуда от него не делся. Титулы любят сильных обладателей.
От конкурентов не оставлено и мокрого места. Почти 30-секундное преимущество над ближайшим преследователем. В смешанной зоне русский канадец Иван Бабиков бросит в его адрес: "Терминатор…" Сам же Колонья встанет на финише и будет ждать, пока закончат гонку непалец Дачири Шерпа с перуанцем Роберто Карселеном, чтобы обнять обоих и вместе с ним уйти со стадиона.
Была в этом, конечно, доля позерства: так ждал кенийского лыжника Филиппа Бойта в Нагано-1998 Бьорн Дэли. Но разве Колонья не заслужил права встать рядом с Дэли в газетных заголовках?
Сюжет второй.
Йохан Олссон был тем самым шведом, за которым бросился в эпическую погоню в Ванкувере-2010 Александр Легков - кто о ней не помнит?
Три года спустя, на чемпионате мира в Валь-ди-Фьемме, Олссон, в карьере которого категорически не хватало золотых медалей, решился на сольную атаку в марафоне… километров за 35 до финиша.
И победил. Это была одна из лучших сольных атак в истории лыжных гонок.
Все ждали, что же этот Олссон отчебучит в Сочи. А тот в январе сломал ребро. 33-летний швед еле мог нагибаться. Шнурки ему завязывала любимая жена Анна - крепкая в своем девичестве лыжница по фамилии Дальберг.
Он все-таки приехал в Сочи. Вышел на старт пятничной разделки, не зная толком, на что готов и не последняя ли эта олимпийская гонка в его карьере. И стал вторым, проиграв лишь Терминатору Колонье…
Третий сюжет.
Июль 2013-го. Где-то в Швеции.
31-летний Даниэль Рикардссон с лучшим другом куда-то ехал на машине. Бац - пробило колесо. Посмеялись, вспомнив, что только утром бросили в багажник "запаску". Вышли, поставили аварийный треугольник на дорогу, стали возиться с колесом.
В этот момент на них на полной скорости вылетел фургон а-ля "дом на колесах". Реакция профессионального атлета позволила Рикардссону прыгнуть в сторону, и поэтому ему только сломало ногу. Лучший друг погиб на месте.
Шесть месяцев один из самых надежных в мире эстафетчиков (действующий олимпийский чемпион в этой дисциплине) восстанавливался после психологического удара. О ноге особо и не думалось - заросла сама собой…
Когда на разгонной отметке в 2,2 км камера зафиксировала 30-е время Рикардссона, режиссеры олимпийской трансляции, легко представить, махнули на того рукой, дав в эфир команду: "Этого больше не показывать". Но после десяти километров Рикардссон был уже четвертым. И прибавлял.
На финише он выиграл две десятых доли секунды у несчастного финна Иво Нисканена, докатившего с ниткой слюны до самой земли.
Чудом избежавшего смерти Рикардссона прямо на сочинском снегу лично поздравил с бронзовой медалью король Швеции Карл Густаф. Олимпиада - самое место для таких историй.
Наконец, сюжет четвертый.
Четыре русских парня весь сезон бились за право выступить в 15-километровой разделке. Набирали квалификационные очки, боролись за высокие места на Кубке мира, тренировались при первой возможности на олимпийской трассе, подбирая лучшую пару лыж.
Один из четырех - Дмитрий Япаров - еще в конце ноября точно знал, что побежит на Играх именно эту гонку. И что именно эта гонка может стать для него на Играх первой и последней.
До столь желанного пьедестала не добрался ни один из четырех. Там, на пьедестале, - терминаторы, пусть и в зелёнке. А у нас?
Ближайший - Александр Бессмертных - стал 7-м. Япаров - 17-м. Его с Колоньей разделили 100 секунд. Стас Волженцев - классист, раздельщик, лыжник-"снайпер", выцеливавший эту гонку много лет, - 19-й. Евгений Белов - 25-й.
Последний из сюжетов приведен не для того, чтобы вызвать народный гнев. Не ради призывов устроить своим экстремальные условия или травить их дихлофосом. Они тоже много работали на пути к своей мечте.
Но то ли путь у нас неправильный, то ли не о том мечты.