Новый чемпион лыжного марафона - о биатлонных снах, статьях в интернете и пацане, который стал мужчиной.
Дмитрий СИМОНОВ
из Красной Поляны
– Россия выиграла общий зачет, да? Вот признайтесь, кто из вас в это верил? Да никто! И я не верил! – ликовал Легков. – Надеялся, что будем бороться и доказывать свою силу. И тут вдруг – первое место! С утра я зашел на один сайт и вижу статью: "Вся надежда на Зубкова и Легкова". Думаю: "Ё-мое! Зачем я туда залез?"
Выключил быстрее, чтобы голову себе не забивать и не нервничать. А сейчас произошло то, чего я всю жизнь ждал. Вот, правда, не знаю, как буду бегать дальше. Но постараюсь собраться! И продолжать! Выиграна всего лишь одна гонка, пусть и самая важная. Та, о которой давно мечтал.
Знаете, что я сейчас вспомнил? Однажды вечером лежал, отдыхал, вошел в интернет и в YouTube случайно наткнулся на гонку на 50 км на Играх в Турине, где Женька Дементьев стал вторым. Пересмотрел ее всю, от начала до конца. Сейчас вот думаю – это не просто так! Все в жизни не случайно!
– Дементьев завоевал в Турине золото и серебро, но через некоторое время был уличен в применении допинга. Потом он сказал, что, видимо, не справился с давлением и повышенным вниманием. Вы не боитесь повторить путь Дементьева?
– Нет. Мне кажется, что я попроще отношусь к этому давлению. Когда Женя выиграл, мы жили в одном доме. Я до вечера ждал его дома для поздравлений и думал: "А как мне теперь его называть? По имени-отчеству?" Мне сейчас легче, чем ему тогда. Чувствую в себе силы дальше бежать. И быстро бежать!
– Не напрягали вас разговоры, что вот, мол, Легков опять сейчас палку сломает или еще что-нибудь с ним приключится?
– Те, кто это говорил... Да пускай сами себе это говорят! Не надо меня обвинять. И доказывать никому ничего не собираюсь. Я просто очень долго шел к своей победе. 15 лет... У меня и раньше хватало наград и званий, но теперь появилось то, о чем всю жизнь мечтал. Я ничему никого не доказывал, а сделал то, чего от меня давно ждали.
Да, теперь пришло мое время. Тренеры всегда говорили мне: "30 лет – это расцвет для мужика". И я действительно долго развивался как мужчина. Все детство маленький был. В спорт пришел не очень рано. В юниорах большинство ребят были здоровее и сильнее меня. А я вечно как пацан. А сейчас стал мужчиной.
– И тем не менее вас разве не преследовала мысль, что уж слишком часто удача отворачивается?
– Нет, она всегда со мной. Я счастливчик. Я рожден для побед, и это моя судьба. Успехов в моей жизни было гораздо больше, чем неудач. Мне есть чем похвастаться.
– Многие чемпионы не помнят, что творилось на финише. А вы?
– А я помню все. Даже порадоваться не смог. От усталости не смог закричать. Только потом заорал от счастья, когда поднялся.
– В какой-то момент показалось, что вы рановато рванули за финном.
– Я не глядел на финна. Важнее было дернуться и поглядеть, проанализировать, как бегут соперники. А что он ушел в отрыв... Понятно же, что для него это бесполезно. Перед стартом всегда говорят о явных фаворитах. Понимал, что вхожу в их число. Хорошо, что Хельнер приболел – он сильный соперник. И что Колонья лыжу сломал – об этом я узнал только после гонки. Да все здорово! Есть индивидуальная золотая медаль!
– В своем финише были уверены?
– Знал, что могу побороться. И что если отдам золотую медаль на последних метрах, то никогда себе этого не прощу. Не мог себе позволить потерпеть поражение. Командная тактика против норвежца? Изначально мы такой вариант не рассматривали, но она сама собой появилась в самом конце. Здорово, что сориентировались по ходу гонки. Хотя я прежде всего свой организм контролировал и о себе думал. Не замечая никого вокруг.
– Виталий Мутко сказал, что является не только министром спорта, но и руководителем фан-клуба Александра Легкова.
– Позвонил ему после эстафеты. Сказал: "Спасибо за то, что верили в нас. Но все-таки это всего лишь серебро и только эстафета". Мутко ответил: "Саш, давай-ка настраивайся на 50. Мы в тебя верим". Собственно, я сдержал данное ему слово.
– Новый король лыж уже не Нортуг, а Легков?
– Пускай так и будет. Восхищаюсь Нортугом, но на этих Играх было видно, что он не в форме. Почему бы и россиянину не стать королем? Хотя в полном смысле этого слова я не король, потому что не победил на "тридцатке". В любом случае, свою программу-минимум выполнил. Наконец-то я стал таким же, как Нортуг!
– Биатлонисты в субботу рассказывали, что это вы вдохновили их на победу.
– Ага, я им сказал: "Хорош сопли распускать! Убью вас, если не выиграете! Уверен, вы на это способны". А они – мне: "Тебе-то легко говорить, у тебя уже есть медали! Ходишь тут королем". Я их эстафету смотреть не мог, эмоции переполняли, боялся до своей гонки расплескать. Ходил кругами, гляну в телевизор одним глазком и снова прочь. Вообще не мог сидеть на месте! Думаю: "Блин, чего ж вы мне нервы треплете, а! Столько эмоций отдаю из-за этих дурачков!" Это я любя про двух моих друзей – Шипулина с Малышко. Они подняли мне планку выше некуда. Счастлив за ребят! Потому и мне пришлось побеждать. После золота в биатлонной эстафете уже представить не мог, что стану вторым или третьим.
– Ночью вам как спалось?
– Да спокойно вообще! Всю ночь мне снились Шипулин с Малышко со своими медалями.
– Чьи-то слова перед гонкой или во время нее запали в душу?
– Нет. Перед стартом вообще катался в берушах. Слышал только тренеров. Папа и мама присутствовали на стадионе, они провели в Сочи всю Олимпиаду. Но во время гонки о родителях не думал. Только после финиша их тепло обнял. Рад, что папа с мамой были на таком празднике. Дарю им эту победу и свою медаль. Они сделали все, чтобы я успешно занимался спортом.
– Елена Вяльбе назвала вас выдающимся лыжником и сообщила, что хочет продолжить работу в лыжной федерации и в команде. Но готова подать в отставку, если попросят.
– Да какая отставка?! О чем вы говорите! Лыжный спорт развивается! Мы на верном пути!