Предлагаем вниманию читателей материалы из популярного спортивного еженедельника «Спорт-Неделя».
Они стали одной из самых успешных семейных пар в истории Олимпийских игр, завоевав на турнире в Сочи три медали. Сегодня Алена Заварзина и Вик Уайлд купаются в лучах славы и вспоминают, через какие карьерные и личные испытания им пришлось пройти.
НАЧАЛО ПУТИ - БЕЗ ДЕНЕГ, БЕЗ СЛАВЫ
Виктор Уайлд родился и вырос в тихом американском городке Уайт-Сэлмон. Его специализация в сноуборде - слалом была единственной олимпийской дисциплиной, которая не входила в программу ежегодных зимних экстремальных игр, поэтому спонсоров в США найти было сложно, и денег для подготовки вечно не хватало. Результаты Вик показывал средние. На этапах Кубка мира даже в пятерку сильнейших не попадал.
Сноубордист, недовольный своими результатами, уже собирался уйти из спорта. Но тут в его жизни наметились крутые перемены. В 2011 году Вик совершил прорыв, став сильнейшим американцем в параллельных дисциплинах сноуборда и завершил сезон 19-м номером мирового рейтинга. А еще он… влюбился.
ШОКОЛАДКА ЗА НЕВЕСТУ И ДЕСЯТЬ «ШОТОВ» С ДУШЕВНЫМ ДЯДЕЙ
Российскую сноубордистку Алену Заварзину Уайлд знал с 2009 года. Познакомились они на соревнованиях, ведь в сноуборде этапы Кубка мира у женщин и мужчин проводятся совместно. В январе 2011-го Заварзина на чемпионате мира в Испании выиграла золотую медаль в параллельном слаломе, и примерно в это время спортсмены начали встречаться. «Я с самого начала понял, что она - особенная девушка, но долго присматривался и боялся сделать ошибку, навредив Алене. Никогда раньше не испытывал ничего подобного», - признавался спустя время Вик. Он стал все больше времени проводить с Заварзиной в Москве, и один из российских тренеров предложил ему… сменить гражданство. Таким образом снимались все проблемы: Вик мог быть почти все время рядом с любимой, ну и в профессиональном плане появились перспективы для роста. В России, которая готовилась к Сочи, зимние виды спорта финансировались очень прилично.
Уайлд и Заварзина тщательно обсудили ситуацию и в итоге решили пожениться. Спортсмены сыграли свадьбу на родине Алены в Новосибирске в июле 2011 года. По словам Вика, невесту пришлось выкупать за шоколадку «Аленка», а в ЗАГСе ему было страшнее, чем во время самых экстремальных заездов. «На свадьбе десяток «шотов» (40-граммовая порция алкоголя) с дядей Алены опрокинул: он - душевный человек, я не мог ему отказать, - вспоминает Вик. - А вообще, все это в какой-то момент показалось мне легким безумством. Но я не особо волновался по этому поводу. Я знал, что таким образом получу возможность остаться с Аленой, которая в тот момент была для меня действительно важна. Кроме того, появлялся шанс достичь своих целей в сноуборде. Я знал, что если сдамся и остановлюсь, то потом, вероятно, буду об этом горько жалеть». Он твердо решил не только перебраться к жене в Россию, но и бороться за место в составе нашей сборной.
Указ о предоставлении гражданства России Уайлду был подписан в мае 2012 года. «Понимаю, что в Штатах далеко не все одобрили мой выбор, однако я не имею ни обид, ни претензий к своей родине. Просто я уехал туда, где мне будет лучше в спортивном плане», - объяснил свой выбор Уайлд. Переходный сезон-2011/12 Вик по ряду формальностей и нюансов, связанных с изменением своего статуса, пропустил. При этом он получил разрешение тренироваться с российской командой. В американской федерации к такому решению отнеслись с пониманием и никаких препятствий не чинили.
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК В НОВОСИБИРСКЕ
Поначалу супруги-сноубордисты жили в США, но со временем решили перебраться в Москву. Молодожены были неразлучны. Они не только вместе тренировались, ездили на соревнования, но даже работали на одном предприятии. Вик занял должность стратегического директора петродворцового часового завода «Ракета», а Алена стала членом совета директоров этого завода. Сначала, правда, Вик был в ужасе от количества людей, от сумасшедшего ритма российской столицы, ведь он родился и вырос в городке с населением в две с лишним тысячи человек, и даже в Нью-Йорке никогда не был. Но со временем Москва его уже не пугала, ему здесь все больше и больше нравилось.
А вот какими были его впечатления от родного города Алены: «Новосибирск - это самое шокирующее место, где я когда-либо бывал. Понимаете, у нас в Америке все регламентировано: где переходить дорогу, где парковать машину, какие покупать в аптеке лекарства. А там творятся удивительные вещи - такое впечатление, что люди делают, что хотят! Но при этом все очень милые и приветливые, даже если не говорят на английском».
Уайлд начал учить русский и со временем ему уже хватало знаний, чтобы хотя бы сходить в магазин. С подачи главного тренера российской сборной Дениса Тихомирова американец даже познакомился с творчеством группы «Ария», у которой ему особенно понравилась песня «про преодоление себя и страха». В общем, со временем он адаптировался в России: «Я уже не думаю о себе как об американце, я - русский. Да, пока что мне сложно говорить по-русски, и не полностью понятна культура этой страны, но я живу здесь. Я не какой-нибудь американский паренек, который живет в Америке и хочет кататься за Россию, потому что так проще. Скорее наоборот, я избрал нелегкий путь».
ДИАЛОГ С «ДИКИМ»
Уайлд (его фамилия по-английски означает «Дикий») довольно быстро заявил о себе, как о потенциальном лидере российской сборной в слаломных дисциплинах. За новую сборную он дебютировал в декабре 2012 года на этапе Кубка мира в итальянской Карецце, где показал лучший результат в карьере - занял третье место в параллельном гигантском слаломе.
«Это был неслучайный результат. Вик очень мотивирован, он нашел взаимопонимание с тренерами, с ним приятно работать. Если бы все так относились к делу, как он… Уайлд - спортсмен с характером, и мне кажется, он попал в правильную команду и его ждет большое будущее», - делился впечатлениями о нем Тихомиров.
И что интересно, с новой стороны раскрылась и Заварзина. Как неоднократно отмечала спортсменка, Вик научил ее отдаваться любимому делу целиком, на 100 с лишним процентов. И снова - слово Тихомирову: «Алена - его коллега по работе, с одной стороны, в то же время она и его жена. Но работа для него сейчас на первом плане. Он всегда строго соблюдает режим, много анализирует, ответственно подходит к любым мелочам, связанным с инвентарем, с какими-то другими рабочими моментами. Обсуждает все именно в режиме диалога».
МЕДАЛИ В СОЧИ
В этом сезоне на этапе Кубка мира в австрийском Бад-Гаштайне Уайлд наконец одержал победу в параллельном слаломе, но его радость была омрачена тяжелой травмой супруги. Во время квалификационного заезда Заварзина упала и сломала лучевую кость руки. Но, несмотря на это повреждение, россиянка приняла участие на Играх в Сочи.
На вопросы о психологическом давлении перед домашней Олимпиадой Уайлд отвечал спокойно: «В моей ситуации плюсом оказалось то, что я практически не говорю по-русски. Мне удалось быть предельно сконцентрированным на сноуборде, и не обращать внимание на то, что происходит вокруг. Не могу сказать, что у меня одна цель в жизни - Олимпиада. Это всего один день. Если он сложился удачно, и ты выиграл - здорово. Но если нет, а это было твоей единственной целью - это разрушит твою жизнь. Поэтому для меня Олимпиада - это история не про результат, а про волшебное путешествие и уникальный опыт».
Итог выступления наших героев в Сочи известен: Вик Уайлд - двукратный чемпион Игр-2014, Алена Заварзина - бронзовый призер. Вот, что вспоминает Заварзина: «В Олимпийской деревне, в нашем номере, мы все время молчали. Очень нервничали, и оба понимали, что заводить о чем-то разговор просто взрывоопасно. Я почти не ела и не спала. А когда Вик ехал в гиганте, стояла на финише, понимая, что медаль будет у него, особенно это понятно на последних пяти воротах, потому что ты видишь, какое у него преимущество. Вот тогда я кричала, орала, падала на колени, у меня слезы просто брызгали из глаз. Это было в первый день. А во второй день я настолько была в шоке, в эйфории, что была уже не на финише, а немного под ним, я стояла с другими спортсменами на таком возвышении и смотрела. Мне уже было все равно, бронза, серебро, золото, я просто была в таком шоке, и я уже даже не боялась за него».
После успеха на Олимпиаде в планах Уайлд и Заварзиной теперь и чисто семейные вопросы. Где осесть? Когда заводить детей? По словам Алены, пока они остаются в России, а насчет детей ответ был в стиле «поживем – увидим». К слову, Вик обещает, наконец, выучить русский. В его ближайших планах - двухнедельные курсы языка в Сибири, в одиночестве.
Святослав ВАСЫЛЫК, Спорт-Экспресс в Украине