Предлагаем вниманию читателей материалы из популярного спортивного еженедельника «Спорт-Неделя».
На сочинской олимпийской трассе сани Андрея Кися были далеко не самыми быстрыми. Зато они уникальны.
В то время как большинство саночников используют «болиды», собранные на специальных предприятиях, 31-летний львовянин свои санки изготовил собственными руками в... домашнем гараже. И вот на такой технике ему удалось стать первым украинцем, отобравшимся на Олимпийские игры в одиночном разряде, а в Сочи - занять 28-е место.
САМАЯ УДАЧНАЯ МОДЕЛЬ
- На двух предыдущих Олимпиадах вы выступали в «двойке». Почему в Сочи пересели в одиночные сани?
- Мой лучший друг и боевой партнер Юрий Гайдук после Игр в Ванкувере решил завершить спортивную карьеру. А вот и он сам. Давайте спросим у него, почему?
- Я не могу выделить одну причину такого решения, - разводит руками Юрий Гайдук. - Их было несколько: элементарная усталость, травмы, а также отношения с друзьями, тренерами и в кругу моей семьи. Я все взвесил и пришел к выводу, что нужно взять тайм-аут.
Думал, что немного передохну, а потом вернусь. Но жизнь затянула, и скоро я понял, что мое возвращение не состоится. Наверное, пришло время перемен. А в таком случае не стоит цепляться за прошлое. Я уехал в США, где полтора года работал на строительной фирме. Но когда стал вопрос: оставаться в Штатах навсегда или вернуться на родину, предпочел второй вариант. Теперь вот работаю ведущим специалистом в физкультурно-спортивном обществе «Колос». Когда наблюдал за выступлением Андрея в Сочи, чувствовал гордость.
Сложно было представить, что в наших реалиях он сможет так продвинуться в своем мастерстве. Даже самому захотелось сесть в сани и прокатиться на полной скорости. Правда, не в Сочи - я с этой олимпийской трассой не знаком. Скорее в Сигулде - латвийская трасса для украинских саночников стала уже родной. Хотя, на самом деле, время берет свое. Даже если бы меня позвали снова выступать за сборную, я бы не согласился.
- А я еще хотел посоревноваться, - продолжил Андрей Кись. - При этом понимал, что искать замену такому опытному партнеру - заведомо безнадежное дело. Поэтому выход из этой ситуации был один - пересесть в одноместные сани. Решил так: один год еще потренируюсь, поэкспериментирую с санями, а там - время покажет. Мой инвентарь образца Турина перешел «по наследству» Антону Дукачу, перспективному саночнику, занявшему на юношеских Олимпийских играх четвертое место. Ему мои старые сани подошли по всем параметрам. А я пошел в гараж мастерить себе новые. Кронштейны, деревянную основу и металлические полозья - все это мы заказываем у австрийской фирмы Gasser. Но некоторые детали изготавливал сам. К примеру, обтекатель, который и спроектировал самостоятельно. В итоге получился лучший вариант за все годы, таких удачных саней у меня еще не было.
- Фирмы-производители саней соперничают между собой за наименьшие технологические достижения, позволяющие «сбросить» на трассе хотя бы тысячную долю секунды. Вы, наверное, единственный, кто собирает технику в гараже?
- Сначала я изучил и проанализировал всю доступную информацию из интернета, а потом взялся за работу. Конечно же, я не могу на уровне конкурировать с немцами или россиянами. Последним обтекатели сделала фирма, обслуживающая «Формулу-1» - из самых дорогих композитных материалов, используя наилучшие смолы. Мы не можем себе такого позволить.
Поэтому остается наблюдать за техникой соперников, стараться скопировать лучшее, добавляя от себя то, что могло бы сделать сани быстрее и надежнее. Тут мне очень пригодилось техническое образование, я же выпускник «Львовской политехники» по специальности «метрология, стандартизация и сертификация». Заваливают ли меня саночники заказами? Нет, разве что наши украинские спортсмены иногда могут попросить о помощи. Так, Андрей Мандзий в Сочи соревновался на санях с моим обтекателем, Антон Дукач продолжает использовать мою технику. У меня могут быть одиночные заказы, но бизнес на санях не сделаешь, ведь рынок в нашем виде спорта невелик. Тем более, что после Олимпийских игр инвентаря в изобилии. А вот через два-три года начнется новый бум - современные разработки, технические новинки.
НЕМЕЦКОЕ СОВЕРШЕНСТВО
- Во время сочинской Олимпиады многие саночники поставили свои подписи под общим заявлением с требованием внедрить единый стандарт для полозьев, чтобы уравнять шансы спортсменов и одновременно лишить сборную Германии абсолютного преимущества. Вы поддерживаете своих зарубежных коллег?
- Вряд ли это лишит немцев преимущества. Немецкие саночники не нарушают правил. Наоборот, у них все сделано настолько совершенно, что сложно даже представить, как можно улучшить что-либо еще. В Германии есть четыре искусственные трассы. Но все немецкие чемпионы облюбовали одну - в Кенигзее. Георг Хакль, многократный победитель и призер Олимпийских игр, чемпионатов и этапов Кубка мира, после Игр в Турине завершил карьеру и начал работать со сборной - тренером и механиком. Олимпийские золотые медали, которые в Сочи получили Феликс Лох, Натали Гайзенбергер и экипаж-двойка Тобиас Вендль / Тобиас Арльт - это как раз плоды их труда в Кенигзее. Возможно, зрителям неинтересно следить за соревнованиями, когда побеждают представители даже не одной страны, а одной немецкой школы. А массовая истерия по этому поводу случилась лишь из-за того, что большинство спортсменов просто не могут понять, как это возможно - все четко и по плану.
У россиянина Альберта Демченко сани не хуже немецких. Но ему уже за 40, он не может стартовать, как 23-летний Лох с его ростом 1,95 м и богатырской мощностью. Если бы трасса была значительно длиннее, Демченко с его великолепным прохождением заключительной части дистанции непременно догнал бы неуловимого Феликса. Но, отбросив все условности в сторону, стартового разгона немца вполне хватает для уверенной победы. Это спорт.
Кроме отличной техники, школы и финансирования, у немцев есть такая необходимая уверенность в собственном будущем. Каждый немецкий саночник - это или военный, или же полицейский. Спортсмены знают, что по окончании карьеры они станут представителями престижных в их обществе профессий. Поэтому и не забивают голову ненужными мыслями, концентрируясь исключительно на тренировках. В любой момент им на помощь готовы прийти тренеры, массажисты, механики - лучшие специалисты мира в своей сфере. У нас же спортсменов на сборы и соревнования сопровождают только три тренера, которые одновременно выполняют функции и водителя, и технического персонала. Вместо массажа после больших нагрузок мы дополнительно разминаемся - растягиваемся. Наше здоровье и самочувствие - в наших же руках. Приходится воспринимать это, как данность.
В ЛАТВИЮ - НА ЧЕМПИОНАТ… УКРАИНЫ
- Вы уже решили, чем будете заниматься после завершения спортивной карьеры?
- Когда завершил карьеру Гайдук, я тоже думал о различных вариантах неспортивной жизни. И не нашел. Поэтому решил покататься еще. Теперь снова продолжу поиски. Я многое умею делать. Но еще не определился, в какой сфере предпочел бы проявить себя. Пока что буду заканчивать сезон. Впереди - чемпионат Украины, который пройдет в Латвии. У нас же ничего своего нет. Трасса в Кременце вполне походит для детского спорта, но нам там делать нечего. А стартовая эстакада во Львове уже не работает больше года - она требует много электроэнергии, поэтому запускают ее только зимой. Но в этот период наша команда обычно пребывает на сборах за рубежом...
- Еще один наш саночник-олимпиец Олег Жеребецкий уверяет, что в санном спорте главное не талант, а работа. А вы как считаете?
- Не могу согласиться. Ярким примером в подтверждение моих слов является итальянец Армин Цоггелер, на которого в санном спорте равняются абсолютно все. Так кататься может только прирожденный талант, одним трудом таких умений не накопишь. Лох побеждает потому, что ему все дала Германия. А итальянцу - сама природа. Так уверенно и красиво, с такой совершенной траекторией, уверен, даже немцы хотели бы ездить. Что в Сочи лучше всего удалось мне? Ровно и стабильно проехать все четыре заезда. Я показал максимум того, на что способен сегодня, поэтому целиком и полностью удовлетворен проделанной работой. Я на своих самодельных санях благодаря стабильности обошел немало соперников, которые могут похвастаться более качественным инвентарем.
- Вам интересно заниматься санным спортом при полном отсутствии конкурентоспособной техники и условий, понимая при этом, что пробиться на пьедестал почета - нереально даже теоретически?
- Грустно, конечно. Но к дальнейшим тренировкам меня, как ни странно, стимулирует надежда. На протяжении сезона насмотришься, как сделаны сани у самых сильных соперников, а в межсезонье стараешься «подстроить» свои санки и самого себя. В начале нового сезона видишь, где ошибся и недоработал. Но времени что-то менять уже нет. Поэтому ждешь следующего межсезонья.
- Чем вам запомнилась Олимпиада в Сочи?
- Понравилась санная трасса с большими виражами, где есть возможность быстро сориентироваться. С десятого виража скорость удерживалась уже на уровне 130 километров в час и больше, но она не была помехой. А вот в Ванкувере верхняя часть трассы была очень медленной, а внизу наблюдался резкий перепад высоты, плюс маленькие виражи, которые нужно было проходить на невероятной скорости. В Турине были похожие проблемы, поэтому на заключительных отрезках дистанции случалось так много падений. К сочинской же трассе претензий не возникало. Россияне при подготовке использовали ноу-хау: перед соревнованиями полили трассу сначала теплой водой, а потом холодной. Поэтому влажность на трассе совершенно не чувствовалась. Это же подтверждал и секундомер. Когда очень тепло, искусственная трасса быстро обрастает инеем. Из-за этого разница во времени прохождения трассы между первым и вторым заездом, которые проходят в интервале получаса, может составлять секунду и даже больше.
Еще приятно было чувствовать поддержку болельщиков. Активно нас поддерживали хозяева Белой Олимпиады, а в первый день соревнований на финише нас встретили две девушки с украинскими флагами.
Елена САДОВНИК, Спорт-Экспресс в Украине