Корреспонденты «СЭ» приценились к оставшимся в кассах билетам на Игры, познакомились с олимпийскими попрошайками и стали жертвами неразберихи на общественном транспорте Рио.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ, Дмитрий СИМОНОВ
из Рио-де-Жанейро
За два года, прошедших с чемпионата мира по футболу, Рио-де-Жанейро не поменялся - это столь же свежий, колоритный и разнообразный город с прекрасными, дружелюбными жителями.
К Олимпиаде город готовится по-бразильски вальяжно, хотя с большинством сложностей, которые стояли перед организаторами, общими усилиями справиться удалось. Объекты в Олимпийском парке сданы в эксплуатацию, дороги отремонтированы, полицейских возле проблемных районов города - пруд пруди.
А на Копакабане мы, например, наткнулись на настоящий военный патруль - смуглые люди с автоматами наперевес удивительно напоминали героев компьютерных игр. Рядом с такими туристам будет не страшно и дорогими телефонами светить.
Главный бразильский пляж - это, конечно, песня. Гуляя с утра после долгой дороги вдоль океана, мы на минуту пожалели, что Олимпиада не состоит из одного только пляжного волейбола. Соревнование, к которому на иных Олимпиадах относятся снисходительно, в Рио-де-Жанейро станет, возможно, самым красочным событием. И дело не только в сногсшибательных окрестных пейзажах.
Попадая в эти дни на Копакабану, зеваки задирают головы и с раскрытыми ртами смотрят на колоссальное сооружение: в сердце легендарного пляжа бразильцы отгрохали металлического монстра, размерам которого позавидовали бы многие другие олимпийские объекты.
Габариты впечатляют, дизайн удивляет. Арена для пляжного волейбола сейчас представляет собой металлический скелет в сотни ячеек - начнешь считать, сколько их, тут же собьешься. Ближе к старту Игр конструкции наверняка прикроют цветными баннерами, хотя можно было бы оставить и так. Для пущего колорита...
Олимпийский район Барра встретил нас жарой и сюрпризом. Медиадеревня, как оказалось, расположена на отшибе в пригороде, посреди диких холмов. Вокруг - ни души, добраться можно только на специальном автобусе для аккредитованных лиц. Так, наверное, журналистов проще охранять от опасностей Рио. Правда, в Барре таких опасностей уже давно нет - все погибли под ковшом экскаватора, когда власти сносили портившие вид трущобы.
Деревня атлетов расположена более удачно, при желании спортсмены могут дойти до большинства объектов пешком. По традиции олимпийцы вывесили на балконах национальные флаги - так мы поняли, что их стараются селить не вразнобой, а следуя определенным принципам. Команда КНДР, например, соседствует с братским Вьетнамом, Казахстан - с Киргизией.
Темы, о которых за несколько дней до старта Игр говорят обычно (организация, инфраструктура, билеты), теперь затрагиваются вскользь, как бы в проброс. Акулы из мировых информационных агентств отмахиваются от них, как от назойливых мух, хотя Томас Бах и его помощник Марк Адамс старательно пытаются разбавить повестку хоть чем-то, что не касается допинга.
Билеты на Игры по-прежнему в свободной продаже. Никакого ажиотажа. И хотя, согласно официальной информации, распродано уже 80 процентов мест, в кассах знаменитой «Мараканы», которые больше напоминают бойницы, на сегодняшний день можно купить билет на любые соревнования, кроме финала по футболу (где, как предполагается, выступит Бразилия с Неймаром, чтобы вернуть болельщикам должок за проигранный Мексике на «Уэмбли» решающий матч в Лондоне-2012).
На наших глазах волонтеры приобрели билеты на регби-7 за 100 реалов. При нынешнем курсе примерно 3,3 реала за один доллар США, это 30 долларов. Есть билеты подороже (200 реалов) и подешевле (60). Сходить, допустим, на плавание можно за 350 реалов (чуть больше 100 долларов). Попасть на церемонию открытия на легендарную «Маракану»? Да без проблем. С вас 1400 долларов (4600 реалов).
Очередей возле «Мараканы» нет. Единственная помеха для тех, кто приобретает билеты, - это малолетние попрошайки, дергающие дядь и теть за рукав и собирающие мелочь в стаканчики из-под йогурта. Работа идет тяжело, доход детей невелик. В нашем присутствии ребенку подал копеечку лишь один добрый самаритянин.
В том, что Олимпиада будет сопровождаться титаническим количеством мелких накладок, сомнений нет. Бразильцы - те еще разгильдяи, они ведь и некоторые стадионы к футбольному ЧМ-2014 достраивали за сутки до первого матча. Гостям Олимпиады придется столкнуться с таксистами, которые не знают (ну, или делают вид, что не знают) дорогу. С бытовым воровством: у одного из журналистов прямо в аэропорту украли рюкзак с ноутбуком (чтобы обезопасить себя, местные жители носят рюкзаки на груди). С попытками незатейливого обмана: в обменниках, где полученную наличку сразу же прячут за металлическую дверь, не показывают курс и не сообщают о наличии комиссии - в аэропорту можно совершить сделку века, отдав 15 долларов и не получив взамен ничего, потому что твои реалы заберут как комиссию.
Наверняка не обойдется и без транспортных сложностей - допустим, в субботу без объяснения причин неожиданно отключился «стык» оранжевой и зеленой веток метро, и десяток удивленных людей, включая нас, журналистов «СЭ», полчаса наблюдали за проходящими чужими поездами, не понимая, что к чему. Как выяснилось, перерыв был связан с запуском новой линии, так что это нормально, но никто не удосужился хотя бы делать объявления на станциях.
Да, сбои будут. Зато вряд ли стоит ждать серьезных инцидентов: как и во время ЧМ-2014, государство договорится с бандитами, чтобы туристов не трогали в обмен на отмену вооруженных облав и неофициальное разрешение аккуратно заниматься своими темными делами. На дорогах и у станций метро появились военные с автоматами, возле входов в гостиницы и на въездах в фавелы - полиция, в интернете - фотографии наркотика под названием «Рио-2016». На Копакабане уже в продаже «левые» футболки с кольцами, а публичные дома, стриптиз-клубы и подворотни сомнительных удовольствий предусмотрительно перешли на усиленный график работы.
Короче, все вот-вот начнется.