Шестикратный чемпион среди ветеранов рассказал о возвращении на ковер
- Расскажите, какой настрой был перед поездкой в Сараево, была уверенность в победе?
- Да! Это мой девятый чемпионат мира. Шесть раз я становился чемпионом и три раза был серебряным призером. Дважды снимался с финала из-за травм…В принципе за все это время проиграл только одну схватку сильному иранскому борцу, призеру Олимпиады, но потом в Перми я у него выиграл. И сейчас у нас с ним личный счет один-один.
- Как проходит подготовка к подобным стартам?
- Сейчас хорошо подготовился, как всегда прошел все сборы со сборной Украины. Старался не отставать от ребят и делать такую же нагрузку. И это дало результат. У нас очень хороший борцовский котел, замечательные тренера. К тому же в Алуште иногда собирается до десяти стран и есть возможность набороться.
- Есть отличие ветеранских соревнований от обычных?
- На обычном чемпионате мира страну представляет только один спортсмен, а на ветеранском таких ограничений нет. Такая страна, как Иран например может выставить в одном весе четырех или пятерых человек. И все они борцы экстра-класса, причем с хорошим стимулом. В Иране даже за призовое место положены государственные премии, еще их освобождают от налогов на год. Россияне также выставляют по несколько человек. И этот факт немного усложняет задачу.
- Когда речь идет об обычном чемпионате мы употребляем такие слова, как «опытный» или наоборот «начинающий»… Но на ветеранских соревнованиях все опытные и психически стойкие…
- Конечно – это борцы с большим международным опытом. Многие работают тренерами сборных своих стран. За девять чемпионатов мира было всего несколько легких схваток, но в основном все настроены на победу, как говориться борцы с «понятием».
- С кем из титулованных борцов доводилось встречаться?
- Вот с иранцем, о котором я упоминал. И запомнилась еще одна схватка на чемпионате мира в Стамбуле с турецким борцом. Он призер Олимпиады, дважды призер мира, чемпион Европы национальный герой Турции. Была очень нервозная ситуация в зале. Ведь встречи турецких и армянских спортсменов носят еще и политический характер. Но мне удалось выиграть не смотря на судейство и крики зрителей. Соперник был очень сильный, но опять же я хорошо подготовился на базе сборной Украины.
- Что сподвигло вас в зрелом возрасте вернуться на ковер?
- Первый период я занимался борьбой до двадцати трех лет, потом пошел работать в милицию и до сорока пяти лет отошел от спорта. На тренировки ходил, но в соревнованиях не принимал участия. А в сорок пять лет, когда начал подрастать сын я решил разработать систему, чтобы его тренировать и сам начал заниматься. Руководство заметило и в «принудительном» порядке послало на соревнования.
Такая смешная история получилась. Я уже был полковником милиции и моим начальником стал старший товарищ – Гусаров Сергей Николаевич, с которым мы вместе занимались борьбой в детстве, он был у нас капитаном команды по юношам. Мы не виделись двадцать лет. А мой тренер возьми и скажи ему, что Жора «такой сильный, всех выигрывает на тренировках». И когда мы встретились, он сказал «А ты помнишь, когда мы в детстве ездили на соревнования, ты всегда говорил, что хочешь стать чемпионом мира». Я отвечаю, что мол не получилось. И он в ответ предлагает поехать на соревнования. Я заинтересовался и Владимир Потапенко рассказал о чемпионате мира в Швейцарии. Мы поехали, но так получилось , что опоздали на взвешивание. Было очень неприятно. Вернувшись я поехал на Гран-При в Египет, вместо Вадима Тасоева, думал проиграю и меня оставят в покое. И там сам не понял, как очутился в финале, выиграл финал и мне присвоили звание мастера спорта международного класса в сорок шесть лет. Мне понравилось и я попросился ехать на другой турнир, на Мальту, где занял третье место. А потом начал уже готовиться к чемпионату мира по ветеранам. Но наверное если бы не было этого толчка с опозданием, возможно я не нашел бы в себе силы в таком возрасте выходить на ковер.
- Что посоветуете молодым борцам, ведь многие после тридцати уходят с ковра…
- Не забывать ходить в церковь, не забывать Бога в трудных схватках. Бог всегда помогает тому , кто трудиться и желает. И любить борьбу и трудиться, трудиться, трудиться.